В Третьяковской галерее открывается выставка, посвященная средневековой живописи

В Третьяковской галерее открывается выставка, посвященная средневековой живописи
А.Н. Овчинников. Копия-реконструкция фрески "Чудо Георгия о змие". XII в. Церковь Св. Геогрия в Старой Ладоге (дьяконник). 1980 г. Россия, Ленинградская обл., Волховской р-он, с. Старая Ладога.

21 декабря в Третьяковской галерее открывается выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова».

На экспозиции можно увидеть копий русских и грузинских средневековых фресок и икон, созданных Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021), заслуженным деятелем искусств и художником-реставратором, который всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников.

Разработанный и широко применявшийся Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение.

Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров и привести к подлинным научным открытиям. 

Так, раскрытие авторской живописи на вологодской иконе первой трети XIV века «Богоматерь Умиление (Толгская Подкубенская)» (Вологодский государственный музей-заповедник) сделало доступным для зрителей и исследователей памятник, стоявший у истоков целой художественной традиции, а увлеченное изучение техники так называемой золотой наводки, с которой Адольфа Николаевича познакомил выдающийся мастер-серебряник Ф.Я. Мишуков, переросло в подробно иллюстрированную и редкую для 1970-х монографию о знаменитых вратах суздальского собора Рождества Богородицы первой четверти XIII века. 

На выставке можно увидеть 11 икон, 68 произведений графики, 30 пространственных реконструкций, в том числе серию копий-реконструкций росписей XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге.

География работ Овчинникова не ограничивалась древними русскими городами. Стремление к познанию глубинного единства церковного искусства и его сокровенного мистического содержания привело художника на христианский Восток — средневековое искусство Египта, Каппадокии и Грузии стало еще одной большой темой в его наследии. 

Дольше всего он работал в Грузии, где почти полностью скопировал целый ряд фресковых ансамблей IX–XIII веков в храмах пещерного монастыря Саберееби в Давид-Гареджи, в Атени, Бетании и Ачи. В копиях и кальках Овчинникова нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и даже целые композиции. Копирование памятников оказалось невероятно важным для истории искусства, поскольку позволяет сохранить хрупкое художественное наследие, которое в силу разных причин в любой момент может быть утрачено. 

А.Н. Овчинников. Копия-реконструкция фрески "Чудо Георгия о змие". XII в. Церковь Св. Геогрия в Старой Ладоге (дьяконник). 1980 г. Россия, Ленинградская обл., Волховской р-он, с. Старая Ладога.

 


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?