Всем знакомый «Писающий мальчик» (Manneken Pis), авторства Жерома Дюкенуа (1570 – 1654), расположенный на пересечении улиц Rue de l'Étuve / Stoofstraat и Rue du Chêne / Eikstraat, стал одним из символов Брюсселя. Но не все знают, что 1985 году борец за женское равноправие Дени-Адриан Дебуври создал на соседней с Rue des Bouсhers тупиковой улочке Impasse de la Fidelite фонтанчик «Писающая девочка» (Jeanneke Pis). Как и мальчик, фонтан не раз становился жертвой вандалов, поэтому девочку обнесли оградой.
Однако тема писающих скульптур на этом не закрывается: на пересечении улиц Rue des Chartreux/Kartuizersstraat и Rue du Vieux-Marché/Oude Graanmarkt, неподалёку от «Писающего мальчика» и «Писающей девочки», есть еще «Писающая собачка» (Zinneke Pis). Ее зовут Zinneke, в переводе с местного диалекта – бродячая собака или дворняга.
Автора творения можно считать олицетворением местного юмора, так называемого zwanze. Скульптор Том Францен (род. 1954) родился и вырос в Брюсселе Его работы органично интегрируются в городскую среду, существуя среди крышек люков, фонарных столбов и почтовых ящиков.
Собачка, справляющая нужду у дорожного ограждения, призвана напомнить о мультинациональном характере жителей Брюсселя, а также космополитичности самого города.
Еще одна известная скульптура Тома Францена - De Vaartkapoen или «Шутка над полицейским». Работа была создана по заказу Городского комитета Брюсселя и установлена в 1985 году в районе Моленбик напротив здания Французского Сообщества на улице Rue de l'Ecole.
«Vaartkapoen» называют людей, родившихся в этом районе («de vaart» означает канал, а «kapoen» - шпана). Том Францен изобразил в бронзе уличную сцену: хулиган, высунувшись из канализационного люка, хватает проходящего полицейского за ногу.
Говорят, что Францен опирался при создании своих образов на произведения Жоржа Реми (Эрже) - создателя комиксов о Тинтине. Инспектор с каской под номером 15 был одним из героев альбомов Эрже «Квик и Флюпке». Но скульптор изменил цифру 15 на 22, которое является игрой слов из-за французского выражения «vingt-deux, v'la les», что означает «осторожно, шухер - копы!».
Также Тому Францену принадлежит авторство скульптуры «Мадам Шляпа» (Madame Chapeau), которая стоит на улице Rue du Midi и Rue des Moineaux у здания организации Federation des Mutualites Socialistes du Brabant.
Недалеко от «Писающей девочки» и Брюссельского кафедрального собора на пересечении улиц Montagne-aux-Herbes-Potagères и Galerie du Roi припарковала свой синий велосипед женщина–кошка. Стоит она прямо напротив одного из входов в Королевские Галереи Юбера.
Эта яркая статуя создана французским скульптором Аланом Сеша (род. 1955), чьи произведения украшают многие европейские и американские города. Те, кто знаком с творчеством художника, знают, что подобные коты не раз становились главными героями его творений.
Скульптура «Велосипедистка» (La Cycliste) выполнена из металла и полиэстера и стала ярким образцом современной пластики, идеально вписавшейся в облик Брюсселя, для которого подобные «мультяшные» изображения, в том числе эпизоды из комиксов на стенах домов, не редкость.
Во время визита в Королевский музей изящных искусств, не забудьте зайти в его сад (вход с улицы Regentschapsstraat/Rue de la Régence Regentschapsstraat). Там можно увидеть работу знаменитого французского скульптора и живописца Аристида Майоля (1861- 1944) «Река» (La Rivière).
Художник стремился к тому, чтобы его скульптуры можно было наблюдать со всех сторон и любоваться красотой естественного, прекрасного и сильного тела, при этом не лишая образ аллегорического смысла.
«Река» - одна из последних крупных работ мастера, она входила в задуманную им серию, олицетворяющую три природные стихии: землю, воду и воздух, которые он представил в виде трех женских фигур.
На первый взгляд, кажется, что статуя сделана из камня, но это не так, - на самом деле она вылита из свинца.
Там же на Горе искусств (Coudenberg) на улице Rue Montagne de la Cour стоит 6-метровый фонтан «Кружение уха» (Whirling Ear), принадлежащий руке знаменитого американского скульптора Александра Колдера (1898 – 1976).
Абстрактная скульптура состоит из стержня и металлической пластины, поворачиваемой вокруг оси. Скульптура была заказана правительством США, чтобы украсить вход в павильон Соединенных Штатов на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. После выставки скульптура оказалась в подвале Музея современного искусства и пролежала там долгие 40 лет.
Недалеко от Королевских музеев изящных искусств в парке Royal стоит трогательная скульптура «Вестник» (Le messager), изображающая ладонь с птицей. Скульптура не кажется трагичной, если не знать ее истории. Она была создана Жаном-Мишелем Фолоном в память жертв «Монстра из Шарлеруа», серийного убийцы, замучившего и убившего шесть девочек. Также она посвящена всем пропавшим без вести детям.
Бельгиец Жан-Мишель Фолон (1934 - 2005) был одним из самых известных коммерческих художников. Он также был живописцем, карикатуристом, скульптором и иллюстратором. В двадцати минутах езды от Брюсселя в Ферм дю Шато де ля Ульп (Ferme du Château de La Hulpe) находится Фонд Фолона. Это великолепное здание стоит в парке Солвей и хранит работы художника, которые он сделал на протяжении более сорока лет: акварели, гравюры, плакаты, витражи, скульптуры. Сценография музея – еще одно произведение искусства автора.
В Парке пятидесятилетия (1880, к 50-летию независимости Бельгии) можно найти комплекс барельефов «Страсти человеческие», созданный скандально известным бельгийским скульптором Жефом Ламбо (1852 - 1908). Работы размещены в павильоне, который другой знаменитый бельгиец, архитектор Виктор Орта построил специально для барельефа. К сожалению, павильон так и не был достроен.
Добропорядочные католики находили некоторые произведения Жефа Ламбо вопиюще нескромными. Одна из таких «неприличных» статуй «Нимфа Бока» (La Dessee du Bocq) стоит сейчас во дворе мэрии Сант-Жиль на площади PlacevanMeenen. Перед тем, как туда попасть в 1976 году, она пролежала в подвале три четверти века. По нынешним временам в ней, конечно, нет ничего непристойного.
Проложить свой путь к грандиозному Памятнику труду (Monument au Travail) знаменитого бельгийского скульптора Константина Менье, который непременно заслуживает особого внимания, можно через Boulevard du roi Albert II. Там установлен фонтан, выполненный Полем Бюри (1922 -2005), известным мастером кинетического искусства, направления, обыгрывающего эффекты реального движения.
Выполненный из стали фонтан Бюри обыгрывает неспешное движение воды: он состоит из 21 стального цилиндра, от 2 до 3 м в высоту, увенчанных нестойко сбалансированными сферами, колеблющимися в движениях воды, льющейся из фонтана.
На берегу Сенны в районе Лакене установлен памятник, над которым с 80-х годов XIX века и практически до конца жизни работал Константин Менье (1831-1905). Титаническая работа Менье усложнялась тем, что скульптор, не зная, где будет установлен памятник, должен был строить композицию так, чтобы она могла быть помещена в разных местах.
К сожалению, художник так и не увидел его воздвигнутым. «Памятник труду» был установлен лишь в 1930 году архитектором Виктором Орта.
Основной темой композиции должна была стать тема мира и плодородия. Главным в памятнике был героизированный образ «Сеятеля». Важное значение Менье придавал и образам «Отдыхающего рабочего» («Кузнец»), образу «Материнство», а также рельефам «Возвращение шахтеров», «Жатва», «Индустрия», «Порт», «Шахта».
Отталкиваясь не столько от внешней красоты, сколько от характера персонажа, стараясь придать им что-то типическое через индивидуальное, бельгийский скульптор добивался необыкновенной выразительности.
Приблизительно в это же время над подобными темами работал идейный приемник Менье - Роден.
Работы Менье украшают многие музеи, но наиболее значительная коллекция произведений мастера находится в Брюсселе в Музее Менье.
В районе Иксель на Avenue Louise/Louisalaan возле Jardin du roi/Koningstuin сложно пропустить скульптуру «Феникс 44» (Phoenix 44). Ее автор Оливье Стребель (1927 г.) - бельгийский скульптор, наряду с Пьером Алешинским состоявший в авангардистском движении КОБРА, один из наиболее ярких художников-символистов Бельгии.
Три огромных бронзовых крыла складываются в V - символ победы. И это не случайно: работа была выполнена по заказу Королевского Бельгийско-британского союза в ознаменование освобождения Брюсселя после Второй мировой войны.
Также его скульптура «Раскрытые руки» (Bras Ouvert) стоит на проспекте Уинстона Черчилля и Шоссе Ватерлоо.
Желая отдать дань уважения великому бельгийскому художнику Питеру Брейгелю Старшему и оживить былые традиции, власти Брюсселя заказали серию фонтанов, над которыми возвышаются скульптуры, навеянные шедеврами фламандского художника. Этот ансамбль - творение двух скульпторов - Йоса Де Деккера (1912 – 2000) и Хуана Роига (род. 1926).
Недалеко от «Писающей девочки» на пересечении улиц Petite rue au Beurre и Rue au Beurre установлен фонтан «Слепые», созданный Йосом де Деккером по мотивам всем отлично известной картины Брейгеля «Притча о слепых», отражающей слова Иисуса Христа: «Если слепой ведет слепого, они оба упадут в пропасть».
На Площади де Брукер у отеля «Метрополь» стоит бронзовое воплощение шедевра Брейгеля «Игры детей» (1560 г.) - работа Йоса де Деккера «Качели». Из 84 вариантов детских игр, изображенных на полотне мастера, скульптор отдал предпочтение сцене на первом плане картины – двое детей качают младенца на руках, как на качелях.
Эта же картина вдохновила Хуана Роига на две скульптуры - «Чехарда» (Площадь де Брукер) и «Игра в качели на бочке» (Площадь Альбер).
Любовная сцена «Галантность» Хуана Роига на Place du Vieux Marché aux Grains стала бронзовым воплощением рисунка Брейгеля, сделанного пером в 1565 году. Жан Руа представил в своей скульптуре галантность в двух ее проявлениях: «Молодой человек, любезничающий с девушкой; девушка в ожидании поцелуя, хранящая сдержанность. Однако посмотрев на статую с другой стороны, видно, что она уже убрала руку с кувшина, поставленного на землю, а рука воздыхателя тянется к ее руке».
Скульптуры по Брейгелю рассредоточены по всему городу: «Обезьяна» (Хуан Роиг) на улице Нотр-дам-де-Грас, «Карнавал» (Йос де Деккер) на Rue de Rollebeak, «Волынщик» (Йос де Деккер) на Rue du Grand Hospice.
Напротив театра KVS (Королевского Фламандского Театра) на площади между улицами Hooikaai /Quai au Foin и Arduinkaai / Quai aux pierres de taille можно найти скульптуру «Бетономешалка» бельгийца Вима Дельвуа, мастера эпатажа и специалиста по соединению казалось бы несовместимого. Установленная в 2010 году скульптура бетономешалки из стали в готическом стиле является одной из ключевых работ автора и уже узнаваема по всему миру.