За искусством в Брюссель
За искусством в Брюссель
Шедевры на улицах Брюсселя
Том Францен, De Vaartkapoen

Шедевры на улицах Брюсселя

Для того, чтобы изучить арт-сокровища столицы Бельгии, достаточно пройтись по его улицам, которые хранят необыкновенные скульптуры. Что и где искать помимо «Писающего мальчика» – в нашем материале.  

Всем знакомый «Писающий мальчик» (Manneken Pis), авторства Жерома Дюкенуа (1570 – 1654), расположенный на пересечении улиц Rue de l'Étuve / Stoofstraat и Rue du Chêne / Eikstraat, стал одним из символов Брюсселя. Но не все знают, что 1985 году борец за женское равноправие Дени-Адриан Дебуври создал на соседней с Rue des Bouсhers тупиковой улочке Impasse de la Fidelite фонтанчик «Писающая девочка» (Jeanneke Pis). Как и мальчик, фонтан не раз становился жертвой вандалов, поэтому девочку обнесли оградой.

Дени-Адриан Дебуври, Jeanneke Pis

Однако тема писающих скульптур на этом не закрывается: на пересечении улиц Rue des Chartreux/Kartuizersstraat и Rue du Vieux-Marché/Oude Graanmarkt, неподалёку от «Писающего мальчика» и «Писающей девочки», есть еще «Писающая собачка» (Zinneke Pis). Ее зовут Zinneke, в переводе с местного диалекта – бродячая собака или дворняга.

Том Францен, Zinneke Pis

Автора творения можно считать олицетворением местного юмора, так называемого zwanze. Скульптор Том Францен (род. 1954) родился и вырос в Брюсселе Его работы органично интегрируются в городскую среду, существуя среди крышек люков, фонарных столбов и почтовых ящиков.

Собачка, справляющая нужду у дорожного ограждения, призвана напомнить о мультинациональном характере жителей Брюсселя, а также космополитичности самого города.

Еще одна известная скульптура Тома Францена - De Vaartkapoen или «Шутка над полицейским». Работа была создана по заказу Городского комитета Брюсселя и установлена в 1985 году в районе Моленбик напротив здания Французского Сообщества на улице Rue de l'Ecole.

«Vaartkapoen» называют людей, родившихся в этом районе («de vaart» означает канал, а «kapoen» - шпана). Том Францен изобразил в бронзе уличную сцену: хулиган, высунувшись из канализационного люка, хватает проходящего полицейского за ногу.

Говорят, что Францен опирался при создании своих образов на произведения Жоржа Реми (Эрже) - создателя комиксов о Тинтине. Инспектор с каской под номером 15 был одним из героев альбомов Эрже «Квик и Флюпке». Но скульптор изменил цифру 15 на 22, которое является игрой слов из-за французского выражения «vingt-deux, v'la les», что означает «осторожно, шухер - копы!». 

Также Тому Францену принадлежит авторство скульптуры «Мадам Шляпа» (Madame Chapeau), которая стоит на улице Rue du Midi и Rue des Moineaux у здания организации Federation des Mutualites Socialistes du Brabant.

Том Францен, Madame Chapeau

Недалеко от «Писающей девочки» и Брюссельского кафедрального собора на пересечении улиц Montagne-aux-Herbes-Potagères и Galerie du Roi  припарковала свой синий велосипед женщина–кошка. Стоит она прямо напротив одного из входов в Королевские Галереи Юбера.

Эта яркая статуя создана французским скульптором Аланом Сеша (род. 1955), чьи произведения украшают многие европейские и американские города. Те, кто знаком с творчеством художника, знают, что подобные коты не раз становились главными героями его творений.

 Алан Сеша, La Cycliste

Скульптура «Велосипедистка» (La Cycliste) выполнена из металла и полиэстера и стала ярким образцом современной пластики, идеально вписавшейся в облик Брюсселя, для которого подобные «мультяшные» изображения, в том числе эпизоды из комиксов на стенах домов, не редкость.

Во время визита в Королевский музей изящных искусств, не забудьте зайти в его сад (вход с улицы Regentschapsstraat/Rue de la Régence Regentschapsstraat). Там можно увидеть работу знаменитого французского скульптора и живописца Аристида Майоля (1861- 1944) «Река» (La Rivière).

Аристид Майоль, La Riviere

Художник стремился к тому, чтобы его скульптуры можно было наблюдать со всех сторон и любоваться красотой естественного, прекрасного и сильного тела, при этом не лишая образ аллегорического смысла.

«Река» - одна из последних крупных работ мастера, она входила в задуманную им серию, олицетворяющую три природные стихии: землю, воду и воздух, которые он представил в виде трех женских фигур.

На первый взгляд, кажется, что статуя сделана из камня, но это не так, - на самом деле она вылита из свинца.

Александр Колдер, Whirling Ear

Там же на Горе искусств (Coudenberg) на улице Rue Montagne de la Cour стоит  6-метровый фонтан «Кружение уха» (Whirling Ear), принадлежащий руке знаменитого американского скульптора Александра Колдера (1898 – 1976).

Абстрактная скульптура состоит из стержня и металлической пластины, поворачиваемой вокруг оси. Скульптура была заказана правительством США, чтобы украсить вход в павильон Соединенных Штатов на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. После выставки скульптура оказалась в подвале Музея современного искусства и пролежала там долгие 40 лет.

Жан-Мишель Фолон, Le messager

Недалеко от Королевских музеев изящных искусств в парке Royal стоит трогательная скульптура «Вестник» (Le messager), изображающая ладонь с птицей. Скульптура не кажется трагичной, если не знать ее истории. Она была создана Жаном-Мишелем Фолоном в память жертв «Монстра из Шарлеруа», серийного убийцы, замучившего и убившего шесть девочек. Также она посвящена всем пропавшим без вести детям.

Бельгиец Жан-Мишель Фолон (1934 - 2005) был одним из самых известных коммерческих художников. Он также был живописцем, карикатуристом, скульптором и иллюстратором. В двадцати минутах езды от Брюсселя в Ферм дю Шато де ля Ульп (Ferme du Château de La Hulpe) находится  Фонд Фолона. Это великолепное здание стоит в парке Солвей и хранит работы художника, которые он сделал на протяжении более сорока лет: акварели, гравюры, плакаты, витражи, скульптуры. Сценография музея – еще одно произведение искусства автора.

Жеф Ламбо, барельеф «Страсти человеческие»

В Парке пятидесятилетия (1880, к 50-летию независимости Бельгии) можно найти комплекс барельефов «Страсти человеческие», созданный скандально известным бельгийским скульптором Жефом Ламбо (1852 - 1908). Работы размещены в павильоне, который другой знаменитый бельгиец, архитектор Виктор Орта построил специально для барельефа. К сожалению, павильон так и не был достроен. 

Жеф Ламбо, La Dessee du Bocq

Добропорядочные католики находили некоторые произведения Жефа Ламбо вопиюще нескромными. Одна из таких «неприличных» статуй «Нимфа Бока» (La Dessee du Bocq) стоит сейчас во дворе мэрии Сант-Жиль на площади PlacevanMeenen. Перед тем, как туда попасть в 1976 году, она пролежала в подвале три четверти века. По нынешним временам в ней, конечно, нет ничего непристойного.

Проложить свой путь к грандиозному Памятнику труду (Monument au Travail) знаменитого бельгийского скульптора Константина Менье, который непременно заслуживает особого внимания, можно через Boulevard du roi Albert II. Там установлен фонтан, выполненный Полем Бюри (1922 -2005), известным мастером кинетического искусства, направления, обыгрывающего эффекты реального движения.

Фонтан Поля Бюри

Выполненный из стали фонтан Бюри обыгрывает неспешное движение воды: он состоит из 21 стального цилиндра, от 2 до 3 м в высоту, увенчанных нестойко сбалансированными сферами, колеблющимися в движениях воды, льющейся из фонтана. 

На берегу Сенны в районе Лакене установлен памятник, над которым с 80-х годов XIX века и практически до конца жизни работал Константин Менье (1831-1905). Титаническая работа Менье усложнялась тем, что скульптор, не зная, где будет установлен памятник, должен был строить композицию так, чтобы она могла быть помещена в разных местах.

К сожалению, художник так и не увидел его воздвигнутым. «Памятник труду» был установлен лишь в 1930 году архитектором Виктором Орта.

Основной темой композиции должна была стать тема мира и плодородия. Главным в памятнике был героизированный образ «Сеятеля». Важное значение Менье придавал и образам «Отдыхающего рабочего» («Кузнец»), образу «Материнство», а также рельефам «Возвращение шахтеров», «Жатва», «Индустрия», «Порт», «Шахта».

Константин Менье, Monument au Travail

Отталкиваясь не столько от внешней красоты, сколько от характера персонажа, стараясь придать им что-то типическое через индивидуальное, бельгийский скульптор добивался необыкновенной выразительности.

Приблизительно в это же время над подобными темами работал идейный приемник Менье - Роден.

Работы Менье украшают многие музеи, но наиболее значительная коллекция произведений мастера находится в Брюсселе в Музее Менье. 

В районе Иксель на Avenue Louise/Louisalaan возле Jardin du roi/Koningstuin сложно пропустить скульптуру «Феникс 44» (Phoenix 44). Ее автор Оливье Стребель (1927 г.) - бельгийский скульптор, наряду с Пьером Алешинским состоявший в авангардистском движении КОБРА, один из наиболее ярких художников-символистов Бельгии.

Оливье Стребель, Phoenix 44

Три огромных бронзовых крыла складываются в V - символ победы. И это не случайно: работа была выполнена по заказу Королевского Бельгийско-британского союза в ознаменование освобождения Брюсселя после Второй мировой войны.

Также его скульптура «Раскрытые руки» (Bras Ouvert) стоит на проспекте Уинстона Черчилля и Шоссе Ватерлоо.

Йос де Деккер, "Слепые"

Желая отдать дань уважения великому бельгийскому художнику Питеру Брейгелю Старшему и оживить былые традиции, власти Брюсселя заказали серию фонтанов, над которыми возвышаются скульптуры, навеянные шедеврами фламандского художника. Этот ансамбль - творение двух скульпторов - Йоса Де Деккера (1912 – 2000) и Хуана Роига (род. 1926).

Недалеко от «Писающей девочки» на пересечении улиц Petite rue au Beurre и Rue au Beurre установлен фонтан «Слепые», созданный Йосом де Деккером по мотивам всем отлично известной картины Брейгеля «Притча о слепых», отражающей слова Иисуса Христа: «Если слепой ведет слепого, они оба упадут в пропасть».

На Площади де Брукер у отеля «Метрополь» стоит бронзовое воплощение шедевра Брейгеля «Игры детей» (1560 г.) - работа Йоса де Деккера «Качели». Из 84 вариантов детских игр, изображенных на полотне мастера, скульптор отдал предпочтение сцене на первом плане картины – двое детей качают младенца на руках, как на качелях.

Эта же картина вдохновила Хуана Роига на две скульптуры  - «Чехарда» (Площадь де Брукер) и «Игра в качели на бочке» (Площадь Альбер).

Любовная сцена «Галантность» Хуана Роига на Place du Vieux Marché aux Grains стала бронзовым воплощением рисунка Брейгеля, сделанного пером в  1565 году. Жан Руа представил в своей скульптуре галантность в двух ее проявлениях: «Молодой человек, любезничающий с девушкой; девушка в ожидании поцелуя, хранящая сдержанность. Однако посмотрев на статую с другой стороны, видно, что она уже убрала руку с кувшина, поставленного на землю, а рука воздыхателя тянется к ее руке».

Скульптуры по Брейгелю рассредоточены по всему городу: «Обезьяна» (Хуан Роиг) на улице Нотр-дам-де-Грас, «Карнавал» (Йос де Деккер) на Rue de Rollebeak, «Волынщик» (Йос де Деккер) на Rue du Grand Hospice.

"Бетономешалка", Вим Дельвуа

Напротив театра KVS (Королевского Фламандского Театра) на площади между улицами Hooikaai /Quai au Foin и Arduinkaai / Quai aux pierres de taille можно найти скульптуру «Бетономешалка» бельгийца Вима Дельвуа, мастера эпатажа и специалиста по соединению казалось бы несовместимого. Установленная в 2010 году скульптура бетономешалки из стали в готическом стиле является одной из ключевых работ автора и уже узнаваема по всему миру. 


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?