Московские «Руанские соборы»
пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Московские «Руанские соборы»

Пушкинский музей рассказал об итогах исследования двух картин Моне из своего собрания

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина завершил проект по изучению двух полотен Клода Моне из серии «Руанский собор», хранящихся в музее: «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером». 

Полотна Клода Моне поступили в собрание Пушкинского музея в 1948 году. Эти картины – настоящий кладезь для исследователей, так как они сохранились почти в нетронутом виде, даже рамы не менялись.

Вот уже более 50 лет произведения находятся под неусыпным наблюдением реставраторов, однако  детальное изучение этих полотен впервые состоялось только в этом году. Технологи, реставраторы и искусствоведы провели комплексные исследования с подробным изучением красочного слоя и химического состава пигментов, а также холстов. 

В процессе удалось многое узнать о творческом методе Моне, материалах, которые художник использовал в своей работе, а также уточнены некоторые важные детали истории создания произведений. 

пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Моне не делал предварительный рисунок

Рентгенография и съемка в инфракрасной зоне спектра, которые проникают под красочный слой картины, показали, что художник не использовал предварительный рисунок и не изменял композицию в процессе работы над картинами. Клод Моне все свои силы бросил на передачу цветовой и тональной палитры соборов.

Полотно «Руанский собор в полдень» более сложное и содержит около 20 красочных слоев

При сравнительном исследовании картин в рентгеновских лучах стало видно, полотна отличаются по количеству красочных слоев: в «Руанском соборе в полдень» в отдельных образцах насчитывается до двадцати слоев краски, в «Руанском соборе вечером» – не более трех–пяти.

Рентгеновские снимки «соборов» выявили длительный и напряженный процесс создания картин. Художник, более привыкший рисовать стога сена и невесомый дым паровоза, снова и снова накладывал слой за слоем, чтобы передать причудливую игру света на каменной махине собора. 

Картина содержит очень много свинцовых белил, которые художник накладывал очень фактурно, практически вылепливая фасад здания из краски. Быстро высыхавшие свинцовые белила были основой для высветленной гаммы полотна.

В итоге – «Руанский собор в полдень» весит почти на 600 г больше вечерней версии.

пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Моне покупал краски и холсты в магазине

Сейчас это кажется очевидным, где же еще можно покупать товары для художника, как не в соответствующих магазинах. Однако до изобретения и распространения краски в тюбиках в середине XIX века, художники сами замешивали себе составы. Изобретение стало прорывом, навсегда изменившем художественный мир и породило импессионизм с его пленерами. Жан Ренуар даже говорил, что без него не было бы ни Сезанна, ни его отца.

Моне выдавливал краски прямо из тюбиков, не добавляя растворитель, мазки наносились вплотную или накладывались друг на друга.

Специалисты предполагают, что Клод Моне натянул загрунтованные холсты сам, приобретя полотно и подрамники, так как на оборотной стороне картин отсутствует клеймо производителя или продавца художественных материалов.

Состав грунта и способ его нанесения типичен для художественных французских холстов фабричного производства второй половины XIX века. Грунт состоит из двух слоев глютинового клея и тончайшей масляной грунтовки из смеси свинцовых белил, мела, слегка подкрашенной железосодержащим пигментом – охрой на льняном масле.

В грунте использовалось более дешевое льняное масло, в то время, как сами краски замешивались на маковом.Масло из льна применялось для грунтовки из-за дешевизны и его способности быстро высыхать. В то время как более дорогое маковое не меняет цвет при высыхании, что важно для красочного слоя.

По результатам исследования музей подготовит выставочный проект в январе следующего года.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?