Дрис ван Нотен, Анн Демельмейстер, Дирк Биккембергс и другие: к модной индустрии Бельгии традиционно значительный интерес. Молодые творческие люди, выросшие и сформировавшиеся в этой части Европы, обладают особенным зрением и вкусом.
В 1990-е годы они смогли поразить весь мир уникальным образом, не имеющим ничего общего с традиционной итальянской элегантностью, английским нонконформизмом. Однако, оставим за скобками моду и поговорим о бельгийском предметном дизайне со столетней историей за плечами, историей, где к тому же присутствуют знаковые памятники архитектуры ар нуво и ар деко, образцы интерьеров в элегантном стиле, этаком сочетании французского романтизма со скандинавской скромностью, который принято называть «бельгийским».
Доказательство интереса к этой области, ADAM, музей и арт-центр, посвященный искусству и дизайну XX столетия, открывающийся 11 декабря в двух шагах от Атомиума. Его основой станет выставка Plasticarium. Страстный собиратель Филипп Дессель представит результат тридцатилетнего труда, коллекцию в несколько тысяч, преимущественно из пластика, предметов мебели, кухонной утвари, с 1960-х годов до наших дней, творений знаковых дизайнеров: Вернера Пантона, Филиппа Старка, Джо Коломбо, Ээро Сааринена, Чезаре Казати, Эмануэле Понци и других.
Обрамлять постоянную экспозицию предстоит временным выставкам и фестивалям. Такой музей был просто необходим Брюсселю - городу звездных дизайнеров, где в 1926 году Анри ван де Вельде основал La Cambre, Высшую Школу искусства и дизайна (École Nationale Superieure des Arts Visuels de la Cambre), ничем не уступающую подобным американским и французским учебным заведениям.
Школа (стоимость обучения: 1900 – 2600 долларов в год) располагается в бывшем здании аббатства Ла Камбре на юге Брюсселя, в коммуне Иксель. Студенты учатся на факультетах архитектуры, промышленного и графического дизайна, дизайна одежды, сценографии и визуальной коммуникации. Не только благодаря достижениям выпускников Антверпенской академии моды, прославленной «антверпенской шестерки», «Six d'Anvers», но во многом и студентам La Cambre Бельгия обрела символ новой высокой моды.
Здесь учились Оливье Тейскенс, дизайнер, совершивший своеобразный прорыв в модной индустрии, а в недавнем прошлом занимавший посты арт-директора Дома моды Rochas и креативного директора Nina Ricci, француженка Леа Пекре, победительница международного конкурса молодых дизайнеров 2010 года в Йере. Питомцы La Cambre трудятся в известных домах моды: Lanvin, Chanel и Maison Martin Margiela. Кстати, можно попасть на ежегодные дефиле коллекций выпускников Школы в центре дизайна MAD.
Среди известных выпускников La Cambre и Оливье Стребель, яркий художник-символист, член группы Cobra. Родоначальником бельгийского дизайна можно считать архитектора и художника неоимпрессиониста Анри ван де Вельде, верящего в возможность изменения общества с помощью проектирования окружающей среды. Графическое наследие и фотоархив ван де Вельде бережно хранятся в библиотеке Школы La Cambre.
Почетное место в списке предтечей современного дизайна занимает и бельгийский мебельщик Гюстав Серюрье-Бови, показавший в 1894 году на выставке Libre Esthetique в Брюсселе свою коллекцию мебели для среднего класса, куда входили поразительные скульптурные предметы чувственных форм ар нуво.
В сентябре на протяжении месяца любители дизайна получают возможность понять, что же такое дизайн в Брюсселе. Для этого существует ежегодный фестиваль Design September. Почти одновременно можно стать участником десятка мероприятий, проходящих в открытых шоу-румах, выставок и круглых столов.
Дважды в год, 23 сентября и 24 апреля, выставочный центр Tour&Taxis на день превращается в блошиный рынок Brussels Design Market. Здесь царит атмосфера 1960-70-80-х годов, благодаря обилию предметов дизайна, мебели, посуде и аксессуаров из металла, дерева и бакелита, относящихся к этому времени.
Ну и, разумеется, BRAFA, что в конце января традиционно открывается в Tour&Taxis. Не только коллекционеры отдают дань прославленной Международной ярмарке, декораторы и дизайнеры, доверяя бельгийскому вкусу, непременно планируют свой маршрут так, чтобы в эти дни оказаться в Брюсселе. BRAFA проходит почти одновременно с популярной парижской выставкой Maison et Object, а на скоростном поезде Thalys от Парижа это час пути.
Господа брюссельские антиквары всегда точно знают, как доставить радость создателям интерьера, такими, к примеру, вещицами, как консоль из розового дерева по дизайну Ико Паризи (галерея «Futur Antérieur»), вазы муранского стекла 1950-х годов (галерея «Marc Heiremans»), серебряная шкатулка в стиле ар деко от Луиджи Генацци (галерея «Francis Janssens van der Maelen»), торшер «Water Pump» 1950-х годов, Пауля Хенингсена (галерея «LeBeau»).
В мастерской с ярко-розовым фасадом в тихом брюссельском переулке творит звезда современного дизайна, 86-летний Адо Шаль, известный своей страстью к минералогии, гуру инкрустации. В юности Шаль рыскал по прибрежным скалам Па-де-Кале и карьерам Фонтенбло в поисках пород и окаменелостей. В 1960-х годах, наконец, открыл галерею и начал торговать мебелью собственного дизайна. Черный лакированный стол, инкрустированный перламутром, приобрел брюссельский шоурум Dior, а представитель компании Hilton заказал у дизайнера двадцать пять его мозаичных столешниц. Вещи Адо Шаля давно предмет коллекционирования, за 30-60 тысяч евро их можно найти, в том числе и на BRAFA.
В Брюсселе немало шоу–румов, открытых модными бельгийскими дизайнерами, например, Дирком Винантсом, основателем компании Extremis, Аленом Жилем, сотрудничающим с такими монстрами, как компании Bonaldo, Buzzispace, Casamania, его бывшем партнером по бюро, ныне самостоятельной единицей, весьма любимым публикой и марками Driade, MDF Italia, CerrutiBaleri, дизайнером Ксавье Лустом. Его конек -оригинальные в своей простоте мебельные формы, выполненные методом изгиба нетронутых коррозией металлических листов.
В столице Бельгии базируется студия Loudordesign промышленного дизайнера-минималиста Жана-Франсуа Дора. Модную молодежь наверняка заинтересует Showroom на Rue de Flandre, проект двух друзей, выпускников университетов Гента и Брюсселя, художника Фрэнка Пея и дизайнера, автора мебели весьма лаконичных форм Тома Марэса.
Пьер де Бруве и Беатрис Кузен держат в районе Брюгменн, что в верхнем Брюсселе, галерею Influences, специализирующуюся на лимитированных сериях бельгийской мебели 1950, 60, 70-х годов и скандинавской абстракции (Rue Darwin 44 / Darwinstraat 44). Если пройти чуть дальше, также в Икселе, на Rue Darwin, 50 под одной крышей Галереи Jean-Claude Jacquemart можно найти редчайшее собрание винтажной мебели, люстр и стекла.
Ampersand Hous, магазин винтажных мебельных прототипов, (тиковые стулья, египетские кресла), артистично вступающих в диалог с современным искусством, держат супруги Ике Удечуку и Кэтрин Смит на Rue Tasson Snelstraat 30, в районе авеню Луиза.
Брюссельский Саблон, разумеется, мекка для искателей дизайна. Галерея XXth Century Furniture работает с образцами минувшего века. Здесь можно найти двухместный кожаный диван 1970-х годов, книжные полки Жюля Ваббса, известного бельгийского дизайнера 1960-х годов.