К маленькому белоснежному домику на краю Парка-ан-дер-Ильм в Веймаре ведет тихая неприметная дорожка. Проходишь мимо огородов и видишь сам дом – Хаус-ам-Хорн. Это смелый эксперимент легендарного Баухауса – его возвели в Веймаре в 1923 году для первой выставки школы.
Совсем недалеко – дача Гёте, утопающая в саду. Эти два здания – объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но объединяет их, пожалуй, только скромность: не зная, что скрывается за светлыми фасадами, сложно угадать всю важность домов для истории.
Ось, вокруг которой строится вся планировка Хаус-ам-Хорна, – просторная двухсветная гостиная. Белым мелом на полу обведены потери за почти столетнюю историю дома: потерялись дизайнерская мебель и яркий текстиль с геометрическими рисунками, которыми так славилась школа Баухаус.
В Баухаусе социальным трендам следовали с таким же азартом, как и художественным. Мастера и студенты придерживались левых взглядов и активно высказывались за равноправие полов: почти половина поступивших в первые годы учеников были женщинами.
Одна из создательниц Хаус-ам-Хорна Маргаретта Шютте-Лихоцки во время Второй мировой войны была приговорена нацистами к пятнадцати годам концлагеря. Именно она разработала для Хаус-ам-Хорна кухню.
О том, какой была кухня богатых домов в начале двадцатого века, отчасти можно судить по сериалу «Аббатство Даунтон». Пересматривая серии, восхищаешься персоналом, работающим как часы. Но кухня там – горнило, эдакий ад на земле, где в чаду мечется прислуга. И чтобы попасть туда, хозяевам приходится спускаться с самых верхних этажей, буквально – с небес в самое пекло.
Сто лет назад справиться с хозяйством в одиночку было нереально. Прислугой старались обзавестись даже не слишком обеспеченные европейцы. Сейчас профессия прачки забыта, а раньше женщины с натруженными руками день и ночь стирали белье и жили, если верить художественной литературе, не очень долго.
Социальная революция показала, что пора выводить кухню из подполья.
В Хаус-ам-Хорне все продумано так, чтобы с хозяйством мог управляться один человек, обходясь без прислуги. Светлое помещение кухни с окном, выходящим во двор, расположено на одной линии с детской.
Маргаретта Шютте-Лихоцки идейно продолжила наработки американок Кристин Фредерик и Лилианы Гилберт. Все прорывные идеи и теории нового времени наконец воплотились в проект функциональной «франкфуртской кухни», состоящей из модульных секций.
Маргаретта создает её через каких-то три года после кухни в Хаус-ам-Хорне для рабочего поселка во Франкфурте.
Размещение всех важнейших точек: мойки, плиты и рабочих поверхностей – было рассчитано архитектором с помощью секундомера, чтобы минимизировать перемещение по кухне. Сама комната была маленькой – шесть с половиной метров.
Чтобы посмотреть на эту кухню, не надо ехать во Франкфурт. Можно отправиться в новый музей Баухауса в Веймар или просто пообедать дома. Да, тот самый встроенный кухонный гарнитур и стал прообразом современной кухни, навсегда заменив разрозненные, поставленные рядом предметы. Но это было только началом масштабного изменения в ведении хозяйства.
В середине XX века в интерьере произошел настоящий бум технологичных материалов. На смену дереву пришел пластик, нержавеющая сталь и алюминий.
Тогда каждую семью затронула «космическая лихорадка». Вместе со странными трендами, которые быстро канут в лету, например, мода на одноразовую посуду, дома заполняют модные бытовые приборы.
В 1957 году своей первой сушильной машиной компания Miele открывает новую главу в истории прачечных. Они похожи на стиральные автоматы и пока предназначены для использования на предприятиях. К 1960 году с конвейера сошли первые полностью автоматизированная посудомоечные машины.
С усовершенствованием кухонных вытяжек изменился статус самой кухни. Из заполненного дымом небольшого пространства кухня превратилась в часть гостиной, не изолируя готовящего от семьи и общения. Новое открытое пространство кухни окончательно возводит готовку в ранг творческого процесса.
Революции на кухне проходят обычно тихо, но это не значит, что они не важны для общества. Новейшие разработки и интеллектуальные дома берут на себя часть тягостной рутины, оставляя нам более приятную часть задач. Возможно, совсем скоро дом и вовсе научится обходится без постоянного внимания человека.
Например, благодаря системе Miele@home электроприборы можно объединить в продуманную сеть, запускать стиральную и сушильную машины или сварить кофе прямо во время просмотра сериала на Netflix. А за короткий перерыв во время совещания из офиса с помощью смартфона можно отправить робота-пылесоса убираться.
Недалек тот день, когда дом наконец окончательно перестанет быть местом тяжелого труда, превратившись в пространство для отдыха и творчества.