Квартиры продают по 2 000 евро

Финансовый кризис в Европе предоставляет уникальные возможности для желающих вложиться в европейскую недвижимость. Квартиры в Евросоюзе распродают по 2 000 евро (за всю квартиру, а не за метр), стоимость отелей падает ниже 500 000 евро. Впрочем, эксперты советуют настороженно относиться к такой недвижимости, так как даже моральное осознание того, что «у меня есть квартира в ЕС», принесет мало радости.

Страдающая от кредитов и долгов Греция распродает все: особенно страдает туристический сектор. Президент греческой Ассоциации отелей Гиоргиос Тсакирис заявил, что сейчас в стране на продажу выставлены более тысячи отелей.

Естественно, рост предложения ведет к падению цен: владельцы некоторых гостиниц готовы расстаться с бизнесом всего за 500 000 евро. В некоторых случаях цены доходят до 160 000 евро. «Содержать отели в стране стало невыгодно», – поясняет Тсакирис. Турпоток, особенно из Германии и Нидерландов, падает, а многие компании переносят корпоративы в Турцию.

Но более интересное предложение по продаже недвижимости можно найти в соседней с Грецией Болгарии. Там после банкротства строительного холдинга Национальное агентство по доходам выставило на продажу 108 апартаментов в шахтерском городе Бобов-Дол по рекордно низким ценам – чуть более 2 000 евро. И это не за метр, а за всю квартиру.

Апартаменты площадью от 43 до 73 кв. м продаются по ценам от 2 150 до 5 800 евро, причем многие из них уже готовы «под ключ», а некоторые даже отремонтированы.

Город Бобов-Дол расположен на западе Болгарии, недалеко от границы с Сербией и Македонией, в нем проживает около 6 700 человек.  

«Покупка такой квартиры – это формальное удовлетворение: вы лелеете мысль «у меня есть квартира в Евросоюзе». Но не более того. При этом такой объект недвижимости лучше никому не показывать – гордиться нечем», – считает управляющий инвестициями в недвижимость, основатель консалтингового портала indriksons.ru Игорь Индриксонс.

А президент агентства недвижимости Gordon Rock Станислав Зингель мотивацию «у меня есть квартира в ЕС» и вовсе трактует так: «у меня есть квартира в болгарском депрессивном шахтерском городе, в которой я не живу, и которая приносит мне убытки, поскольку я не могу сдать ее в аренду».

Эксперты поясняют, что потенциальным покупателем жилья за границей движут два мотива: нужна квартира для жизни или как инвестиция (то есть сдача в аренду). «Ни под одну из этих целей подобный объект [в Болгарии] не подойдет. Россиянин едет в Болгарию за морем, а не за видами на шахтные отвалы», – утверждает Станислав Зингель.

Более того, не стоит владельцу такой недвижимости рассчитывать и на получение болгарского ВНЖ или ПМЖ. «Россиянину на основании обладания объектом недвижимости в Болгарии ни за 2 000 евро, ни за 2 млн евро ВНЖ и ПМЖ не «светит». Основанием для бизнес-иммиграции в Болгарию являются инвестиции в размере не менее 500 000 евро в бизнес», – пояснил эксперт.

Игорь Индриксонс добавил, что подобные объекты недвижимости стоимостью 2 000 евро есть не только в Болгарии. «Например, в Англии есть бывшие шахтерские моногорода, где можно приобрести дом за те же 2 000 евро, и при этом желающих это сделать практически не наблюдается», – говорит он.

«Вообще, сегодня Болгария неликвидна практически вся, за исключением ее столицы – Софии, где стоимость квадратного метра около 1 000 евро. Ликвидность Софии поддерживается спросом местного населения на жизнь в столице, а также спросом со стороны представителей иностранных компаний», – добавил он.

Что же касается греческих отелей за 500 000 евро, то Индриксонс отнес такие объекты к классу отелей-самоубийц. «Как правило, это отели на 5–10 номеров, которые преимущественно являются семейным бизнесом их владельцев-греков, которые и проживают в нем. Для них это не столько стабильно приносящий прибыль бизнес, сколько свой собственных дом с возможностью подзаработать на постояльцах», – пояснил он.

«Проблема в том, что крупные управляющие компании берут на управление отели от 100 номеров, объекты на 5–10 номеров им не интересны. Поэтому, не стоит тешить надежды, что можно купить  такой небольшой отель и ничего больше не делать», – говорит Игорь Индриксонс.

Станислав Зингель не исключает, что греческие гостиницы могут быть интересны крупным туроператорам, которые смогут сгенерировать турпоток именно в эту гостиницу. «Но если у инвестора нет четкой стратегии по реанимации турпотока в приобретаемый отель, он будет еще несколько лет генерировать убытки», – предупреждает он.

Вместе с тем, эксперты признают, что кризис предоставляет россиянам, которые давно мечтали купить недвижимость для жизни в той же Греции, уникальные предложения. Но надо быть морально готовым к тому, что при неблагоприятном сценарии стоимость приобретенного жилья упадет еще на 10-20%.

«Другое дело, что в отношении жилой недвижимости, находящейся в личном пользовании, такое падение не несет каких-либо негативных экономических последствий для собственника – ведь продавать-то объект собственник все равно в обозримой перспективе не планирует. А если лет через 20–30 дети–внуки собственника надумают объект продать, то, глядишь, к тому моменту греческая экономика и рынок недвижимости выйдут из кризиса», – говорит Станислав Зингель.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?