Россия и Кипр во время визита президента Дмитрия Медведева на остров подписали протокол к соглашению об избежании двойного налогообложения между двумя странами. Само соглашение было подписано еще в 1998 году, а год назад российские и кипрские власти договорились о внесении в него нескольких принципиальных изменений. Уже тогда аналитики в один голос заговорили, что как только эти изменения вступят в силу – это станет концом кипрского оффшора.
Всего принципиальных изменений три. Первое – в соглашении появится статья «Ограничение преимуществ», которая позволит отказать компании в предоставлении налоговых льгот в том случае, если цель учреждения компании на Кипре – получение таких льгот. Это ударит в первую очередь по российским инвестиционным компаниям, которые торгуют на фондовых рынках через кипрские офисы. Дело в том, что, по кипрским законам, доходы, полученные от операций на фондовом рынке, исключаются из налогооблагаемой базы. По неофициальным данным, около 90% сделок на биржах сейчас проходит через зоны льготного налогообложения.
Однако в протоколе, который был подписан по итогам визита Медведева, эту поправку смягчили: льгот лишатся лишь те компании, которые не полностью зарегистрированы на Кипре, а только как налоговые резиденты. Но российский бизнес такую схему практически не использовал.
Вторая поправка в соглашении касается обмена информацией. Кипр согласился на открытие российским финансовым структурам некоторых данных, которые сейчас составляют банковскую тайну. Впрочем, «предоставлять информацию направо и налево» кипрские власти не собираются, иначе острову придется жить только на доходы от туризма. Ранее, они уже заявляли, что не допустят банального «сбора компромата» и оставили за собой право отказывать в предоставлении запрашиваемой другим государством информации о деятельности той или иной компании. Запрос должен быть обоснованным.
И третья, самая главная поправка лишит возможности российских девелоперов уходить от налогов при продаже своих объектов. Сейчас строительные компании могут зарегистрировать на Кипре юридическое лицо, перевести на его баланс здание, а затем продать это юридическое лицо вместе со зданием другой компании. И все полученные деньги продавец положит в карман, так как налоги на Кипре с подобной сделки не платятся. После изменений в соглашение, придется платить налоги по российской ставке – 20%.
Впрочем, это правило вступает не сразу, а только с 2015 года, так как Кипр считает, что российским властям аналогичным образом надо договориться с другими офшорными юрисдикциями - Швейцарией, Люксембургом, Австрией и Нидерландами. Москва собирается заняться этим вопросом только со следующего года.
Комментируя подписанный протокол, Дмитрий Медведев сказал, что эти документы «создадут прочную основу для ведения бизнеса на будущее и зададут вектор движения». «Мы должны сделать все, чтобы такого рода связи были юридически выверены, прозрачны, понятны, чтобы они были комфортны как для бизнеса, так и для государства», - подчеркнул глава российского государства.
Подписание этого протокола будет способствовать исключению Кипра из применяемого Минфином России «черного списка» государств и территорий, предоставляющих льготных налоговый режим и не предусматривающих раскрытие и предоставление информации о проведенных финансовых операциях. Ранее, в марте Кипр был исключен из аналогичного «черного списка» Банка России.