Неоязычники в нынешней Элладе – явление не массовое. Виной всему не формальное господство ортодоксального христианства, а уже сделанная европейским просвещением работа. Вольный образ мысли и практицизм давно поселились в головах людей независимо от того, придерживаются они религиозных правил или нет. А для большинства верующих христиан Эллады второстепенные правила куда важнее центральной сути религии и даже ее главных установок. Все это роднит психологию современного человека с жителем языческой древности и вселяет странную надежду в редкие ряды сторонников «истинных греческих богов».
Десятки небольших организаций ведут едва заметную обывателю борьбу за возвращение к подлинной, «не обезличивающей нацию» старине. На службу делу поставлены все 12 богов и множество мифов, которые язычники советуют рассматривать как школу жизни. С точки зрения психологии, язычество куда меньше цементирует сознание человека, чем монотеистические религии. Оно поселяет в головы людей множество разнохарактерных динамичных персонажей. Многочисленные ситуации из мифов принуждают индивида анализировать поведение героев. Ничего подобного христианство дать не может. Поэтому чтение античных мифов гораздо полезнее для развития юной личности.
Но художественное богатство древних мифов – недостаточное оружие для вовлечения греков в процесс почитания Зевса и других олимпийцев. Приходится прибегать к критике христианства, напоминая согражданам, что задолго до прихода турок фанатичные приверженцы этого культа разрушили множество памятников искусства, уничтожили библиотеки и сотни тысяч книг, и даже маленькое здание афинской академии превратили из дома мудрости в свой храм, словно город уже не был наполнен ими до самых краев. Немало журналов и книг в современной Греции полемизируют с христианством, нисколько не стесняясь оскорбить чувства верующих. В этой критической битве со стороны противников монотеизма нет ни организации, ни координации.
Православие – государственная религия в Греции. Священники получают неплохую зарплату, а церковь (освобожденная от налогов) активно занята бизнесом. Она нередко участвует в махинациях с переданными ей государством землями, что не раз приводило к скандалам. Огромный доход приносят свадьбы, крестины и различные мелкие услуги. Поводов для критики ортодоксальное христианство дает массу, но неоязычников занимает, прежде всего, духовная, а не материальная культура христиан. Они выделяют в христианстве еврейские корни и смеются над непостижимостью его божества, якобы настолько возвышенного, что ум среднего человека бессилен разобраться. Неоязычники обращаются к эллинизму и учат: человеческий разум способен понять божественное, но нужно развивать его.
Олимпия – излюбленное место для языческих культов. Руины древних храмов священного города служат немым свидетельством того, что темные века человечества были связаны с насилием и фанатизмом. Для православных священников все выглядит иначе: неоязычники – это люди, уходящие от света к тьме, от истины ко лжи. Их призыв к каждому трактовать древние мифы и учиться на них сложности жизни есть путь самообмана, уводящий от библейской мудрости, которую не всем дано постичь. Справедливо, однако, то, что неоязычество является попыткой искусственно возродить культ, не имеющий корней в греческом обществе. И добавление к эллинским божествам восточных и рожденных в пору Римской империи не может изменить положения.
Неоязычники сетуют: чтобы пустить корни в греческом обществе, православие выдрало и вытоптало все другие «растения». Однако избирая путь книг и журналов, конференций, библиотечных встреч и общения на свежем воздухе, сторонники эллинизма идут по его естественному пути. Они обращаются к мыслящим людям, которые далеко не обязательно примут языческих богов, но непременно воспримут этику и свободный образ мысли, присущий золотому веку Эллады. Вместе с тем научный интерес представляет восстановление древних обрядов, что были утеряны в конце античности.
Филологи-скептики посмеиваются над неоязычниками, утверждая – ваши боги не отзываются потому, что никто не в силах правильно повторить заклинаний, которых никогда и не слышал. Но подобную критику можно адресовать и христианам, десятки раз изменявшим обряды и чистившим «священные тексты». Так, чтобы лишний раз поставить женщин на место, удалена была жена Иисуса, а следом, возможно, и его дети. Однако не все эти путаные проблемы мешают неоязычникам возродить хотя бы греческий характер в его «подлинном» виде. Не только религии, но и многие исторические события повлияли на людей. Для современной культуры эллинизм стал всеобщим наследием. Культура древности обрела тот самый универсальный, интернациональный характер, что был присущ христианству во времена Римской империи.
Неоязычники ведут свою «подпольную» работу в Греции более 20 лет. И нельзя сказать, что они достигли многого. Единственное, в чем можно их твердо поддержать, так это в том, что современность гораздо больше подходит для воплощения многих эллинских традиций, чем ушедший XX век. Но мечта о возрождении языческих культов так и останется мечтой.