Декабрь 2011 года. Западногерманский город Кобленц застыл в ужасе. 45 000 горожан – почти каждый второй житель города – покидают свои дома из-за угрозы жизни. Эвакуируются не только жители частных домов, но и пациенты дома престарелых, а также 200 заключенных городской тюрьмы. Причина экстренных действий властей не угроза террористов, а 1 800-килограммовая британская авиабомба, обнаруженная на берегу Рейна в самом центре города.
Бомба находится в полностью рабочем состоянии и готова взорваться в любой момент. Многочасовая операция по обезвреживанию бомбы увенчивается успехом – саперы снимают с бомбы взрыватель, а также попутно обезвреживают найденную другую бомбу – поменьше размером.
Находка неразорвавшихся бомб – далеко не редкость в Германии. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесать ленту немецких новостей по поисковому запросу «неразорвавшаяся бомба». Один за другим выскакивают новости:
12 марта: 500-килограммовая бомба найдена в городке Кастроп-Рауксель под Мюнстером, перед обезвреживанием из окружающих домов эвакуировано более 500 жителей;
10 марта: у вокзала города Ольденбург найдена бомба Второй мировой войны, эвакуировано 8 000 человек, железнодорожное сообщение остановлено на 7 часов;
2 марта: из-за найденной в пригороде Берлина Потсдаме 250-килограммовой бомбы закрыто шоссе B273;
27 февраля: в Гамбурге найдена и обезврежена 500-килограммовая бомба;
23 февраля: 250-килограммовая бомба обнаружена в баварском городе Ландсхут.
Этот список можно продолжать бесконечно. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, в Германии намечено по меньшей мере два разминирования: 17 марта должна быть обезврежена бомба, найденная неделю назад в баденском Гундельфингине, а 25 марта очередь дойдет и до 500-килограммовой бомбы, обнаруженной при строительстве вокзала в Штутгарте.
Германия до сих пор напичкана десятками тысяч неразорвавшихся бомб весом от нескольких сотен до двух тысяч килограмм. По подсчетам немецкой службы разминирования, в земле Германии лежит не менее 100 000 неразорвавшихся бомб – саперы разминируют каждый год более 5 500 подобных находок.
Большинство из обнаруженных бомб отлично сохранились и на момент находки были в полной готовности взорваться. Более того – с течением времени самопроизвольные взрывы становятся все более частыми. Если в прошлые годы самопроизвольно взрывалась одна бомба в год, то в последнее время речь идет уже о двух самопроизвольных детонациях – иногда с жертвами. Так, в июне 2010 года в западногерманском Геттингене сдетонировала одна из двух найденных неразорвавшихся 1 000-килограммовых бомб. Погибли трое саперов, еще два человека были ранены.
Немецкие бомбы – это наследие Второй мировой войны. В ходе так называемой «бомбовой войны» Союзников против Германии на города рейха было сброшено не менее двух миллионов тонн бомб. Разрушения немецких городов были катастрофическими: уничтожение 30-60% жилого фонда не было редкостью. Отдельные города были разрушены на 95-98%.
Однако далеко не все бомбы взрывались сразу при падении на землю. Самую опасную категорию бомб составляли бомбы замедленного действия. Конструкция бомбы была проста: при ударе о землю внутри взрывателя разбивалась капсула с ацетоном. Ацетон медленно разъедал пластинку, делившую взрыватель на две части, и после этого основной взрыватель приводился в действие.
По замыслу конструкторов, такая бомба должна была пролежать в земле до 144 часов, прежде чем происходил взрыв. Бомбы замедленного действия – чаще всего огромной мощности – должны были приводить население городов в ужас, давая понять, что жители не могут считать себя в безопасности даже тогда, когда сама бомбежка давно прошла.
Идеальное оружие устрашения во время войны, бомбы замедленного действия, однако, сыграли с Германией дурную шутку после наступления мира. Инженерная ошибка конструкторов привела к тому, что взрыватель бомбы активизировался в течение нескольких десятков часов только в том случае, если бомба входила в грунт максимально вертикально.
Если же бомба оказывалась в земле горизонтально или же даже «носом кверху», то активация взрывателя могла затянуться на долгие годы и даже десятилетия. Именно поэтому такие бомбы представляют сейчас самую большую опасность для населения Германии. Только под Берлином должно лежать от 2 000 до 4 000 подобных бомб, под Гамбургом – около 3 000.
Особенно «заряжен» бомбами берлинский пригород Ораниенбург. Этому городку, где сегодня живет 42 000 человек, во время войны особенно не повезло. Именно с северо-запада, со стороны Ораниенбурга, заходили на Берлин армады британских и американских бомбардировщиков.
Если над столицей рейха к моменту выхода на цель была плохая погода, или если сопротивления немецкой ПВО было особенно активными, бомбардировщики союзников предпочитали не испытывать счастья, а разворачивались и шли домой – предварительно сбросив бомбы на пригород, чтобы лететь налегке.
Именно поэтому сегодня Ораниенбург – самый опасный с точки зрения бомбовой угрозы город страны. Несмотря на активное разминирование, до сих пор, по подсчетам саперов, под городом лежат и ждут своего часа не менее 320 крупных (весом в несколько сотен килограмм) авиабомб. Чтобы не ускорить ненароком их детонацию, на некоторых улицах города запрещен проезд грузовиков и автобусов.
Удивительно – но 67 лет после окончания войны главной задачей мэрии Ораниенбурга является разминирование города. Городская казна восточногерманского городка почти пуста – но мэрия все равно нашла деньги на то, чтобы начать гигантскую программу прочесывания грунта.
Городские службы внимательно изучают фотографии последствий бомбежек, сделанные американскими и британскими пилотами. Черные точки вместо воронок в местах бомбежки указывают на предполагаемые места падения неразорвавшихся бомб. После этого территория города делится на квадраты со стороной не более двух метров. Каждые два метра саперы бурят тестовую скважину и «прослушивают» грунт миноискателями.
Каждые два метра – пол ли это жилого дома, центральная площадь или кладбище – саперы бурят скважину диаметром в 20 сантиметров и глубиной 8 метров. Время торопит саперов – ведь ацетоновые взрыватели становятся все более опасными с каждым часом, а именно такие взрыватели стояли на половине бомб, сброшенных на Ораниенбург. По подсчетам мэрии, полная очистка города от наследия Второй мировой обойдется в 400 млн евро – но расходы стоят того, когда речь идет об обезвреживании многоголовой мины, лежащей под обманчиво мирным городом.