«Началась война...как и было предсказано в Библии, конец света близко», уверял меня выходец с Карибских островов. Чернокожий парень лет 40 пытался объяснить мне, что убийство Ли Ригби - начало конца цивилизации.
Действительно с точки зрения цивилизованного человека произошло полное варварство. Двое британцев зарубили военного тесаками средь бела дня, да ещё и попытались его обезглавить. Я не буду описывать произошедшее - большинство так или иначе видели это шокирующее видео по интернету или телевизору, а значит цель террористов достигнута - об их поступке узнали, страшные слова услышали, а окровавленные руки Адеболаджо и вовсе - визитная карточка зла.
Мне важна реакция общества. Неминуемый гнев Королевства и мгновенный выход на улицы националистов. Лига защитников Англии пришла в Вулвич, пошумела, потолкалась с полицейскими и разошлась. И как «эхо» выступления - разбитые стёкла в некоторых мечетях. Я поговорил с двумя националистами. Первого зовут Джейсон. Фамилию он называть отказался. Джейсон был политически корректен как мог, но вот глаза его выдавали полностью. Он говорил, что правительство должно изменить иммиграционную политику и что некоторым людям в Англии совсем не место. В глазах Джейсона читалось явно, кому в Англии не место и что бы он с ними сделал.
Так на секундочку... Джейсон - лысый детина за 30. Здоровый, в спортивной куртке, с татуировками на шее и повторюсь, весьма выразительным взглядом. Так обычно смотрят люди, которые в мыслях тебя уже порезали на куски, но вынуждены разговаривать с этой «отбивной»... как бы через силу. Мне всегда было интересно, а как они между собой общаются. Взгляд что ли добреет?
То, что не смог сказать Джейсон, выразил Стивен. Ещё один националист. Внешне - городской сумасшедший, юродивый от лиги защиты Англии. Стивену где-то под шестьдесят. Небритый, не стриженный, с выбитыми зубами, в грязной одежде, на голове шапка в стиле «амбал».
Портовый грузчик из него точно никакой, но вот «грузить» свои идеи людям у него получается неплохо. Стивен бегал от одного человека к другому в поисках сторонников. Искал он их фразой-паролем: «обнаглели эти уроды совсем, пора сносить их мечети, пусть валят отсюда». Если не получал ожидаемый ответ, то быстро убегал к другим.
Со мной он не задержался. Правда, узнав, что я журналист, сказал, что его зовут Стивен, но фамилию он мне не скажет, потому что он из EDL (лиги защиты Англии). Я заметил, что Стивен чаще всего и дольше всего говорил с представителями так называемого рабочего класса. С такими как Максин, женщиной, не следящящей за собой. Человек из народа, как бы сказали снобы.
«Рабочих людей», кстати, было гораздо больше у ограды казармы Королевской Артиллерии, чем представителей среднего класса или, скажем, высшего. Большинство пришедших просто живут рядом. Вулвич - спальный район. Максин сказала, что её тошнит от теракта, что пора что-то менять. Чернокожий Табайджа признался, что боялся идти на работу после убийства. Опасался вспышки расизма. Я прекрасно понимаю Табайджу. Особенно после общения с Джейсоном.
Уже на второй день после трагедии цветов на месте убийства стало гораздо больше. В Вулвич потянулись представители разных диаспор. Шли сикхи, русские, прибалты, азиаты...В общем, космополитичный Лондон в своём лучшем проявлении. Девушка Елена сказала мне по-простому: «да они бы лучше работать шли, а то приехали в самую жирную страну мира, ничего не делают, да ещё и убивают». Два гражданина из Прибалтики заявили, что они подумывают о возвращении домой - «неспокойно в Лондоне».
Приехали даже бывшие воины гуркхи. Очень трогательные дедушки, которые ещё лет 20-30 назад могли лихо расправиться с врагами. Их традиционное оружие «кукри» (ножи) выглядят как тесаки. Вот с кем в честном бою новым террористам точно лучше не встречаться.
Появление гуркхов - проявление солидарности с британскими военными и напоминание, что не надо бояться другой культуры. Чуть позже подошли представители нигерийской диаспоры. Они шли под охраной полиции с песнями и плакатами. Они пели о том, как нигерийцы всю жизнь теперь будут бороться за мир. Британцы встретили поющих аплодисментами и объятиями. Я понял, пороховая бочка в стране начала быстро уменьшаться в размерах - ведь все эти публичные проявления уважения к погибшему транслировали основные каналы.
Вынужденное показательное открещивание от террористов, осуждение убийства и напоминание о том, что новые жители Великобритании уважают её законы и традиции - это уже обычное дело после террористического акта. Мусульмане каждый раз напоминают стране, что зло идёт от единиц, а миллионы же хотят жить как все, то есть в мире и спокойствии.
Сам забор у казарм Королевской Артиллерии постепенно стал местом прощания и примирения. В часть приехали даже байкеры. Они устроили минуту молчания. Это, пожалуй, такой же красноречивый жест, как и глаза Джейсона. Уж если прибыли байкеры, то страна точно на взводе.
Я поговорил с бывшими военными, домохозяйками, молодыми людьми, байкерами. Все хотят от правительства перемен. Причём никто не просит вывести войска из Афганистана. То чего хотят террористы. Нет, люди ждут ужесточения иммиграционных законов и наведения порядка в радикализированных диаспорах.
Испугано ли общество? Нет, я не заметил страха. Лишь ярость в глазах и недоумение, какой смысл в этом теракте.
Дэвид Кэмерон призвал нацию сплотиться. Британия точно сделала один шаг в этом направлении. Правда английская политкорректность и толерантность потеряли очки. Многие говорили мне так: «мы не сторонники националистов, но если они (они - мусульмане-Е.К) не хотят жить так как мы, то пусть едут к себе домой.
Последнее предложение, конечно, не аргумент для государственной политики. Это скорее хорошая почва для националистов. Мультикультурная Британия действительно не знает, как жить дальше вместе. С одной стороны в Англии привыкли уважать мнение и свободу другой культуры, но в то же время подобная жестокость, как убийство Ли Ригби, заставляет усомниться в том, что когда-нибудь жизнь с соседями-новыми-британцами будет гармоничной.
Я вот верю, что будет. Ну, если не гармоничной, то, по крайней мере, цивилизованной. Я верю, что «вирус кока-колы» (в данном случае как один из символов западной культуры) заразит всех приезжих. Пусть «мутация» будет происходить болезненно и может занять лет 100-200-300, но в конечном итоге «кола» победит. Массового фанатизма никогда не будет, а спасения от фанатиков-одиночек всё равно нет.
О барабанщике: "Он шёл под грохот канонады, он смерти смеялся в лицо..." Не повезло барабанщику, напялившего на себя майку с лозунгом: "поможем героям в Афганистане!" Этот слоган как-то быстро выпал из контекста. Не было бы этой майки с подсрекательской надписью про Афган гн было бы и "манька-мнстра". На этот призыв он и повёлся. Пошёли замочил "томми-барабанщка". Англосаксы убивали и калечили веками пол-мира и отчасти эта политика продолжается до сих пор. Высадились в Афган, Ирак колошматили всех подряд - "инет" полон их "геройстваи". И кого-то замкнуло в Лондоне - рещил прикончить какого-то дурачка в дурацкой майке с дурацким лозунгом. Приехал я однажды в Стамбул и сняв курту походил в майке. Знакомые увидели рисунок на спине и попросили одеть курту обратно, так как меня за него могут здесь убить. А рисунок был - волк. Мне объяснили, что здесь огромное количество ненавистников турецких националистов ("серых волков"), мол, меня могут принять за одного из них и прикончить прямо на улице. И что эе? Я послушаося совета. А всё остальное здесь лишнее. Не стоит искать себе приключений на голову, и геройствовать там где это никому не нужно, в том числе и барабанщикам!
долго же чернокожему парню из первого абзаца пришлось объяснять Евгению, когда начнется конец цивилизации...)))