Фестиваль проводится в Бонне, родном городе Бетховена, и представляет собой почти пятинедельный музыкальный марафон.
Девизом фестиваля в этом году стал слоган «Музыка будущего», а одной из ключевых фигур – венгерский композитор Ференц Лист, основавший в 1845 году первый Бетховенский фестиваль. В год 200-летия со дня рождения Листа Бетховенский фестиваль делает целую череду реверансов в адрес венгерского композитора, сформировавшего первые концертные программы Бетховенфеста.
Кульминацией фестиваля станет «Ночь Листа»: 24 сентября пять концертных площадок Бонна примут у себя десять концертов, представляющих венгерского композитора с разнообразных сторон – как симфониста, авангардиста, автора романсов, песен и духовной музыки.
Заключительный концерт Бетховенфеста 9 октября будет полностью воспроизводить программу, составленную Листом для первого фестиваля в 1845 году: в исполнении Симфонического оркестра Финского радио под управлением Сакари Орамо прозвучат Седьмая симфония Бетховена, симфоническая поэма Листа «Орфей», а также песни из цикла «Чудесный рог мальчика» Густава Малера (солист – Кристиан Герхахер).
Главная концертная площадка фестиваля, зал Бетховена, расположена на живописном берегу Рейна. Концерты также проходят в камерном концертном зале в доме-музее композитора, музеях, церквях и исторических отелях Бонна и его пригородов. Фестиваль с удовольствием организует выступления музыкантов и на открытом воздухе, в помещениях финансовых корпораций, а также в зданиях, ранее принадлежавших промышленным предприятиям. Бывшая фабрика и бывший трамвайный парк стали излюбленными местами проведения концертов.
Как отмечает индентант фестиваля Илона Шмиль, в свое время Бетховен был композитором-новатором, и, продолжая дело композитора, современные организаторы фестиваля его имени зачастую ощущают себя в роли скаутов, ищущих новые таланты и формы творчества.
«Мы живем в XXIвеке, и было бы трусостью с нашей стороны ограничиваться лишь покорным разыгрыванием перед аудиторией шедевров прошлого», – уверена фрау Шмиль. «Пиетет перед мастером – дело хорошее, но лишь на нем далеко не уедешь. Фестиваль считает для себя обязательным представлять публике новую музыку, а также включать в программы выступления музыкантов, работающих не только в русле классической музыки, но играющих джаз, хип-хоп, народную музыку. При этом важно подобрать соответствующий контекст и обозначить связующие нити.
Пару лет назад, например, на суд публики выставили программу короткометражек, так или иначе связанных с Бетховеном. Шмиль не смутил тот факт, что для некоторых режиссеров музыка композитора на момент начала работы над опусами оставалась абстракцией.
«Одному из режиссеров Бетховен был интересен просто как стареющий человек, теряющий слух; другой постановщик и вовсе создал шарж на композитора, изобразив его эдаким современным Наполеоном с непрерывно трезвонящим мобильником; не могу сказать, что меня обескуражил такой подход, – признается интендант фестиваля. – Мне важно, чтобы на фестивале были свежие идеи, неожиданные повороты и самый широкий спектр сюжетов».
Концепцию каждого фестиваля разрабатывает его интендант Илона Шмиль, возглавившая Бетховенфест в 2004 году. Несколько фестивалей последних лет имели региональный фокус, отражая влияние Бетховена на отдельные регионы и страны мира, а также помещая его произведения в контекст творчества современных композиторов выбранных регионов. Под руководством фрау Шмиль фестиваль исследовал связи между Бетховеном и музыкой Франции, Великобритании, России, Америки, а также регионов Богемия и Моравия.
В деловых кругах Бонна, а также Германии в целом фестиваль входит в число наиболее заметных культурных событий года в стране – Бетховена воспринимают еще и как престижный бренд. В спонсорах-тяжеловесах у фестиваля нет недостатка. Его поддерживают столпы немецкой экономики, включая BMW, Deutsche Bank, Deutsche Post, что позволяет приглашать на берега Рейна лучших мировых исполнителей.
Ежегодно Бетховенфест выстреливает целым каскадом знаменитостей. Среди звездных гостей фестиваля 2011 года французская пианистка Элен Гримо, австрийская скрипачка Анне-Софи Муттер, Лондонский симфонический оркестр под управлением Джона Гардинера и Колина Дэвиса, российский пианист Аркадий Володось, Израильский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты.
Каждый год в рамках специального проекта Бетховенфест представляет публике многообещающий молодежный оркестр. В этом году выбор пал на оркестр из Ирака, сумевший не только каким-то чудом уцелеть в разоренной войной стране, но и привлечь к себе внимание самых влиятельных людей в мире классической музыки из Старого Света.
«Об иракском оркестре мне рассказал знакомый британский журналист; я поспешила последовать рекомендации и послушала музыкантов – и практически немедленно пришла к выводу: этих выдающихся музыкантов должны как можно скорее вживую услышать в Европе, что и будет сделано на нашем фестивале», – рассказывает Илона Шмиль.