Кажется, что в Европе сейчас проснулся небывалый интерес к личности немецкого художника эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего и его наследию, которое он оставил в искусстве, в том числе через свою крупную мастерскую.
В Институте искусств Штеделе (Франкфурт-на-Майне), в Королевской Академии в Лондоне, Галерее Боргезе в Риме, в Брюсселе и Париже прошли знаковые выставки, посвященные этому ярчайшему имени немецкого Возрождения. А в прошлом году, который был юбилейным для Лукаса Кранаха Младшего - отмечалось его 500-летие, было организовано несколько монографических выставок, где он вышел из тени отца.
В продолжение серии крупных международных проектов, ГМИИ им. Пушкина предлагает свой взгляд на эволюцию в творчестве этой знаменитой семьи.
Одна из главных задач выставки - показать Кранахов из музеев России. Здесь представлены произведения из коллекций Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, а также из частных собраний. Знаковые работы мастеров были привезены из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги и Будапешта - всего 48 живописных и более 50 графических произведений.
Помимо художественной ценности выставка носит еще и большое историческое значение: впервые за более чем 70 лет коллекция замка-музея города Готы предстает в своем первоначальным виде. Собрание было разделено Второй мировой войной, часть была увезена в Россию. Теперь же Фонд замка Фриденштайн в Готе в первый раз показывает свою коллекцию за пределами Германии, воссоединившись с частью ГМИИ им.Пушкина.
Третья задача - показать эволюцию художественного стиля и творческой традиции семьи Кранахов, а также самого Кранаха Старшего. Эта эволюция отражает принципиальную перемену, которая произошла в сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом.
Помимо того, что Кранах Старший организовал большую и плодотворную мастерскую, он был придворным живописцем у нескольких курфюрстов и служил рупором Реформации.
«Очень важна была новая интерпретация Библии, которая была обусловлена идеями Реформации. Очень показательно здесь произведение «Грехопадение», основная суть которого сводится к тому, что только прощение Господа может принести успокоение человеку, и никакой священник тут не может помочь. Нет посредника между Богом и человеком", - говорит Мартин Эберле, директор музея «Замок Фриденштайн в Готе».
Украшением экспозиции стали знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего: «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов; Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота).
Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе. Выставка расположилась в Белом зале и плавно перетекает графикой через колоннаду в завершающий ее 20-й зал, где представлены картины Кранаха Младшего.
Особого внимания заслуживает небольшая работа, висящая в дальнем правом углу в Белом зале, «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка) из частного собрания.
«Картина интересна еще тем, - говорит куратор выставки Вадим Анатольевич Садков, - что в отличие от работ, купленных на современных аукционах, эта картина имеет традиционные русские корни, то есть она в в России как минимум с XIX века. Прежним ее владельцем был Барон Виван Демон, личность очень знаковая для Франции и для Лувра, он был директором Лувра во времена Наполеона и коллекционером. Потом она попала в Россию и в силу того, что она не очень большого размера, ее как-то сумели спрятать от властей. И вот мы ее впервые показываем на нашей выставке».
К открытию выставки выпущен объемный каталог с большим количеством цветных иллюстраций и подробными комментариями.