Взрыв на заводе по переработке ядерных отходов на юге Франции случился в понедельник около полудня (14:00 мск), однако журналистам об инциденте сообщили лишь спустя два часа.
Первые сообщения об аварии действительно пугали. Как уже писал EUROMAG, французские газеты сообщали, что взорвался реактор на расположенной в Маркуле АЭС, а спасатели признавали, что утечка радиации вполне возможна.
Но позже выяснилось, что трагедия менее значительна, чем принято считать. Оказалось, что взрыв был не на АЭС, а на расположенном в нескольких километрах от нее заводе по переработке ядерных отходов. Соответственно, никакой реактор взорваться просто не мог – инцидент случился в печи, где переплавляют ядерные металлические отходы, поэтому радиоактивной опасности быть не может.
Уже в районе пяти вечера (19:00 мск) управление по ядерной безопасности Франции заявило, что «инцидент на ядерном объекте исчерпан», а компания Electricite de France (EDF), филиал которой эксплуатирует объект, заверила, что «ЧП квалифицируется как промышленная авария, а не ядерный инцидент».
И тем не менее инцидент дал повод политикам Франции, у которых на носу президентские выборы, снова поднять тему мирного атома в стране. В настоящее время Франция крупнейший в Европе потребитель атомной энергии – ее доля превышает 80%. В стране еще весной, после аварии на японской «Фукусиме», проходили массовые акции протеста с требованием закрыть АЭС, но в Париже отвергли это предложение.
После инцидента в Маркуле один из самых популярных кандидатов в президенты страны экс-лидер социалистов Франсуа Олланд заявил в эфире TF1, что «выход страны из ядерной программы необходим, но не в ущерб промышленности». Ранее Олланд более осторожно относился к заявлениям по вопросу отказа от АЭС.
Его преемница на посту лидера Социалистической парии и один из возможных кандидатов в президенты Мартин Обри заявила, что «Франции необходимы более прозрачные действия в таких сферах, как ядерная». Ранее Обри не раз высказывалась за отказ от ядерной энергии, особенно после катастрофы на «Фукусиме».
Французские зеленые более радикальны в своих предложениях. «Пришло время отказаться от ядерной энергии», – заявила Le Monde активистка Партии зеленых Ева Жоли, которая также намерена весной 2012 года бороться за пост президента.
Ее поддержал и другой кандидат в главы государства от левых – депутат Жан-Люк Мелешон. Он потребовал от властей оповещения населения «точной информацией и в кратчайшие сроки», для того чтобы люди предприняли необходимые меры по защите здоровья.
В парламентском комитете по ядерной безопасности также скептически отнеслись к заверениям правительства о полной прозрачности информации с места происшествия. «Мы абсолютно не доверяем подобным обещаниям», – говорится в заявлении комитета. Его члены напомнили, что информация о взрыве поступила только два часа спустя, а это «слишком длинный отрезок» времени, который «был потрачен на то, чтобы решить, что стоит сообщать, а что лучше утаить».