Феномен Charlie Hebdo

Французский сатирический журнал Charlie Hebdo еще год назад был известен лишь небольшой группе парижан, однако после атаки террористов 7 января он стал символом борьбы за свободу слова. Тем не менее, настоящий бенефис журнала состоялся в последние несколько недель.

Журнал Charlie Hebdo опубликовал очередную карикатуру на террористов ИГИЛ  (запрещенная в РФ организация) в связи с терактами в Париже. В целом, это событие ограничилось бы небольшой аудиторией, которая всегда была у этого местечкового издания, однако за последние несколько недель Charlie Hebdo стал чуть ли не самым обсуждаемым СМИ в европейском и российском обществе.

Мало кому известный до теракта 7 января этого года сатирический журнал вызвал широкий резонанс в российском интернете и СМИ несколько недель назад, когда были опубликованы карикатуры на крушение самолета А321 в Египте.

Скандал быстро приобрел международные масштабы, российский МИД выступил с резкой критикой действий редакции и потребовал извинений, однако руководство издания заявило, что публикация не носила оскорбительного характера для жертв теракта и была создана в рамках действующего во Франции права на свободу слова.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова написала на своей странице в Facebook «Еще кто-то Шарли?». Ранее в сентябре Мария Захарова прокомментировала карикатуру Charlie Hebdo, связанную с гибелью сирийского ребенка.

«Знаете, почему я не «Шарли»? Потому что, на мой взгляд, они обманывают и нас и себя, <…> утверждая, что для их юмора нет запретных тем. Если бы это было так, то и карикатуру на мертвого сирийского ребенка можно было бы понять (не принять, а понять). Но это лишь при одном условии – если бы на следующий день после теракта «Шарли» выпустила свежий номер с карикатурой на погибших товарищей», - отметила тогда представитель МИД.

После этого в российских СМИ и русскоязычном интернете поднялась волна дискуссий на тему двойных стандартов, а после терактов в Париже многие и вовсе вместо сочувствия, в первую очередь, задавали вопрос «Будут ли карикатуры?».

В отличие от «интернет-экспертов», редакция издания сразу же выступила со словами поддержки родственникам погибших и пострадавшим во время терактов 13 ноября.

«Команда Charlie Hebdo выражает тревогу и возмущение после нападений в пятницу, 13 ноября. Редакция разделяет горе родственников жертв терактов, а также выражает им свою поддержку», — говорилось в заявлении.

Через несколько дней редакция Charlie Hebdo посрамила всех критиков и тех, кому реакция местечкового журнала важнее жизней 129 людей, выпустив целую серию карикатур, высмеивающих не только беспечных французов, но и попытки запугать тех, кто отстаивает право на свободу слова.

Статья посвящена высказываниям представителя леворадикальной Новой антикапиталистической партии о произошедшей трагедии. На рисунке карикатуристы изобразили привидения во французских беретах с усами и багетами. Подпись гласит: «Французы возвращаются к нормальной жизни».

Вслед за этим вышла публикация с карикатурой уже на французов, высмеивающая при этом попытки запугать свободных людей при помощи оружия.

На карикатуре предположительно изображен танцующий человек, пьющий шампанское, с шестью пулевыми ранениями. Из проделанных пулями отверстий льются потоки шампанского, которое пьет изображенный. Картинку сопровождает подпись: «У них есть оружие. Да пошли они, у нас есть шампанское!». Номер с этой обложкой вышел 18 ноября.

Но и на этом редакция не остановилась. Французские карикатуристы выпустили публикацию, основанную на популярной схеме мемов «ожидание-реальность». Слева изображен человек, которого мы представляем при словосочетании «французский террорист». Справа же - реальный французский террорист.

«Дитя моё, идем взглянуть на розу», — декламирует персонаж слева строки из стихотворения известного французского поэта XVl века.

«Аллах Акбар!» - восклицает персонаж справа, на лице которого видна агрессия и явная невменяемость.

Карикатура призывает читателей обратить внимание на то, что террористы уже давно живут среди них, хорошо говоря по-французски, но не теряя своей звериной сущности.

Какова была реакция французских властей? Никакой. На вопрос о действиях карикатуристов представители Елисейского дворца заявили, что не имеют права ограничивать свободу слова и критиковать мнение редакции Charlie Hebdo.

Благодаря российским СМИ в нашей стране Charlie Hebdo стало восприниматься как что-то очень весомое и значимое. Тем не менее, стоит знать, что посещаемость сайта издания составляет всего около 70 000 в месяц, при чем лишь половина из них – из Франции.

Для сравнения, журнал EUROMAG достигает таких показателей в среднем за несколько дней, а издания уровня национального охвата во Франции и вовсе не смогут высчитать подобную статистику. Например, Le Monde в месяц посещают 42 млн пользователей.

Тем не менее, российские СМИ сделали изданию бесплатную рекламу, о которой в редакции и мечтать не могли. Более того, российский МИД даже попросил Францию принести официальные извинения за действия нескольких конкретных французов, о котором еще год назад не узнали бы за пределами района, в котором расположена редакция Charlie Hebdo.

В январе нынешнего года на редакцию Charlie Hebdo было совершено вооруженное нападение. Официальная причина - публикация карикатуры на пророка Мухаммеда. Двое злоумышленников ворвались в редакцию и открыли огонь по людям. Погибли 12 человек, в том числе двое полицейских.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?