Окна офиса Пьера Кардена выходят прямо на резиденцию президента Франции. Впрочем, кто с кем соседствует – Карден с президентом Франции или президент Франции с Карденом – еще большой вопрос. За то время, пока кутюрье обитает в этом квартале, сменилось уже девять президентов. К слову, все дома вокруг Елисейского дворца также принадлежат Кардену.
А ведь когда-то его во Франции называли «грязным макаронником». Во всем виновато происхождение Кардена, который вовсе даже не француз. Да и не Карден. И не Пьер. Настоящее его имя Пьетро Кардини.
Он родился 2 июля (хотя во многих источниках стоит дата 7 июля) в 1922 году в небольшом итальянском городке Сан-Бьяджо-ди-Каллальта, что недалеко от Венеции. Пьетро был шестым ребенком в семье, и все были уверены, что мальчик станет виноделом, продолжив руководить семейным предприятием после своего отца.
Но Кардини вино не привлекало. Еще во время войны он перебрался на юг Франции, где в школе и получил свою обидную кличку. В 23 года будущий кутюрье, который уже «офранцузил» свое имя, переезжает в Париж.
Говорят, что отправиться в столицу он решил после того, как встретил одну гадалку, которая и наобещала юноше счастливую жизнь и золотые горы. Согласно легенде, Пьер с одной стороны поверил женщине, но с другой – разумом понимал, что в провинции ему обещанное точно не светит.
В Париже он хотел учиться на бухгалтера, однако судьба распорядилась так, что он попал в мир моды. Уже в 24 года Карден стал ведущим дизайнером в студии самого Кристиана Диора, который звал его «мой маленький Пьер». Именно он, например, создал костюмы для фильма «Красавица и чудовище» Жана Кокто. «Я обшивал самого Жана Маре», – до сих пор гордится Карден.
Спустя три года Карден решат начать свой бизнес – он покидает дом Диора и открывает в Париже свою небольшую студию, где поначалу занимается созданием костюмов для спектаклей парижских театров. Об этом поступке, который полностью изменил его жизнь, он не жалел никогда.
«Я ни о чем не жалею. Если бы мне пришлось начинать карьеру с самого начала с теми же амбициями, какие были у меня в двадцатилетнем возрасте, я с радостью бы прошел этот путь снова», – заверил Карден в одном из своих интервью.
Именно Карден считается инициатором переноса моды с подиумов на улицы, устроив первый в истории показ коллекции прет-а-порте. Это произошло в 1959 году в универмаге Printemps Store на бульваре Хаусманн.
Дефиле в магазине настолько шокировало утонченных парижских ценителей высокой моды, что Кардена исключили из Профсоюзной палаты (это что-то типа профсоюза кутюрье). Дизайнера на полном серьезе обвинили в том, что стремясь привнести моду в массы, он обесчестил профессию. Но изгнание было не долгим. Более того, уже через пять лет Карден возглавил эту организацию.
Тогда же Карден совершил еще одну революцию в мире моду – он создал первую мужскую коллекцию.
К настоящему моменту маэстро запатентовал более 500 изобретений, среди которых цветные чулки и высокие сапоги, мини-сарафаны, фривольные галстуки «в цветочек», а также длинные пиджаки без воротника и узкие брюки на пуговицах, первоначально созданные для легендарной ливерпульской четверки The Beatles. Кроме того, он одним из первых занялся джинсовым направлением, одеждой для молодежи и детей.
Карден стал первым мировым кутюрье, о котором узнали в Советском Союзе. СССР француз посетил еще в 1963 году и с тех пор он делал все возможное, чтобы Запад познал «загадочную русскую душу».
Например, он оплатил французские гастроли участникам «Юноны и Авось», а потом организовал международное турне. При этом кутюрье категорически отвергает, что в СССР он приехал «застолбить место».
«Нужна была смелость, чтобы остаться [в Союзе]. Мне интересно было, и не деньги меня привлекали в России в те времена, по лицензиям ведь не платили. Это был страстный интерес к русскому народу, его культуре, музыке, литературе, театру», заверил Карден в интервью «Первому каналу».
Спустя девять лет после первого визита в СССР, Карден отправился покорять коммунистический Китай, за что его прозвали «красный кутюрье». Карден не возражал. Он одевал саму Раису Горбачеву, а Майя Плисецкая в его костюмах танцевала «Чайку» и «Анну Каренину».
Карден стал новатором еще в одной области – он первым начал продавать права на свое имя. К настоящему моменту на марку Pierre Cardin работает уже более 200 000 человек в 140 странах мира, а сам Карден с состоянием в полмиллиарда евро – один из богатейших людей Франции.
Однажды журнал Time, для обложки которого Карден позировал в 1974 году, назвал дизайнера хитроумным фанатиком, который умудрился написать свое имя буквально на всем, «что можно прибить гвоздями, приклеить, пришить, привинтить, привязать, растиражировать или разлить по бутылкам, закрыть, открыть и употребить».
Одевая весь мир, Карден только однажды смог надеть одежду, о которой он мечтал сам, – настоящий космический скафандр. Причем, это был не обычный костюм, а тот, в котором Нил Армстронг впервые в истории ступил на Луну.
«Я единственный человек в мире, которому позволили надеть костюм космонавта, побывавшего на Луне. Американца, конечно, – как ребенок радуется Пьер Карден. – Я в этом ходил. Единственный в мире! Не каждый день такое бывает. Это было что-то вроде... Ну как-то так, как медведь, но очень удобно, просторно. И это было удивительное ощущение. Мне бросили на пол кусок папиросной бумаги. Там особые резиновые перчатки, очень тонкие. И я этими огромными перчатками взял эту папиросную бумажку легко, как рукой! Я был потрясен!»
Карден называет себя счастливым человеком: «Я преуспел во многом. Я объездил весь мир. 40 раз я совершал кругосветные путешествия...»
Однако одно обстоятельство все-таки омрачает бытие знаменитого кутюрье – он не подготовил наследника для своей империи. Почти сорок лет Кардена связывали отношения с актрисой Жанной Моро, и расставшись они сохратили друг другу теплые чувства.
«Если бы Жанна могла иметь детей, мы бы обязательно поженись», – признался как-то Карден.
Год назад кутюрье заявил о готовности продать свою компанию. Цена – 1 000 000 000 евро.