В то время как во всем мире поют дифирамбы Дэниелу Крэйгу, блестяще исполнившему роль Джеймса Бонда в фильме «007: Координаты «Скайфолл», стало известно о том, что один из любимейших персонажей Британии может уйти с экранов телевизоров.
Знаменитый актер Роуэн Аткинсон объявил о том, что больше не будет играть роль своего самого знаменитого персонажа Мистера Бина. Аткинсон признал, что чрезвычайно успешный персонаж принес ему много наград, но, в то же время, он отметил, что актеры среднего возраста, играющие такие роли, как мистер Бин, рискуют выглядеть «немного грустно». По его словам, в таком возрасте уже пора задуматься о более интеллектуальных ролях.
«Помимо того, что физическая форма начинает ухудшаться, я также думаю, что человек, приближающийся к пятидесятилетнему возрасту, выглядит грустно, если ведет себя как ребенок. Нужно быть осторожным», – рассуждает мистер Бин.
Аткинсон признал, что огромный успех мистера Бина – почти не разговаривающего неуклюжего шута – настолько слился с его личностью в восприятии посторонних, что людям сложно представить его в других ролях.
Артист теперь хочет посвятить себя театру. Любовь к этому виду искусства, по словам Аткинсона, появилась после того, как он в 2009 году принял участие в мюзикле «Приключения Оливера Твиста». Аткинсон сыграл главного злодея – Феджина. Поэтому теперь он готовится к своему дебюту в главной роли в пьесе Quartermaine’s Terms драматурга Саймона Грея.
Роль мистера Бина Аткинсону была как будто предназначена с рождения. Дело в том, что его от природы слишком подвижную мимику люди долгое время принимали за признак глупости и несерьезности. Защищаясь от вечных насмешек, чудаковатый Роуэн вынужден был придумать для себя роль, в которой смех окружающих не сможет его обидеть, а даже наоборот, вознесет на вершину славы. Это – роль мистера Бина, любимца публики, вечно кривляющегося чудаковатого человека.
Роуэн Аткинсон родился 6 января 1955 года в городе Консетт, графства Дарем, Англия в семье фермера Эрика Аткинсона и директора крупной компании Эллы Мэй. В семье также росли три старших брата Роуэна – Пол, Родни и Руперт. Будущий актер учился в школах Чёристер и Сэнт-Бис. В 1975 году окончил Ньюкаслский университет.
Карьера Аткинсона в качестве актера началась в 1978 году, когда Роуэн стал ведущим, сценаристом и основным актером радиошоу «The Atkinson People».
«Мы с тобой серьезно разговариваем! Немедленно прекрати валять дурака! Что за наказание этот ребенок!» – эти слова сын английского фермера Роуэн Аткинсон постоянно слышал с самого раннего детства.
А между тем он никогда и не думал валять дурака, а вовсе наоборот, был мальчиком серьезным. Но стоило Роуэну о чем-нибудь задуматься, как на его лице сама собой возникала самая нелепая гримаса. Одноклассники называли его «инопланетянин – рот до ушей» (это прозвище запомнилось Роуэну настолько, что через много лет он взял заставку к «Мистеру Бину» из космической увертюры фильма «Терминатор»).
Хотя его считали умственно отсталым, учился он очень неплохо. Более того, за успехи в области физики и математики он получил направление в Оксфорд на инженерный факультет. Над ним смеялись все одноклассники, кроме одного. Серьезный мальчик по имени Тони Блэр, который в будущем станет премьер-министром Великобритании. Но не смеялся он не от особого расположения к Роуэну, а просто потому, что все время был поглощен учебой.
Будучи взрослым, Роуэн не раз признавался, что всегда хотел стать таким, как все. Вскоре выяснилось, что в Оксфорде тех, кто обожает поиздеваться над чудным парнем, не меньше, чем в ньюкаслской школе. Зато там он познакомился с неким Ричардом Кертисом, активистом студенческого театра. Ричард надоумил Роуэна попробовать свои силы в комической пантомиме – и не прогадал: с тех пор он стал бессменным соавтором всех скетчей, пантомим и сценариев Аткинсона и заработал на этом куда больше, чем кто-либо из оксфордских насмешников.
Как это часто бывает, уникальность таланта Аткинсона раскрыл счастливый случай. Перед очередным выступлением получилось так, что ни одни из подготовленных клоунских костюмов ему не подходит, поэтому пришлось выступать в обычном костюме.
Его собственный твидовый пиджак с замшевыми заплатками на локтях – точь-в-точь такой же, в каких ходят на работу миллионы простых лондонцев, – в сочетании с мимикой Роуэна произвели настоящий фурор. После этого успеха уже никто не сомневался в том, что Аткинсон станет комедийным актером.
Актерскому мастерству Аткинсон нигде и никогда не учился, его природная мимика компенсировала пробелы в знаниях. Тем не менее профессиональные успехи никак не влияли на умение Роуэна находить общий язык с людьми в обычной жизни. Талант к сочинению скетчей по-прежнему уживался в нем с полным отсутствием чувства юмора, когда дело касалось чужих шуток, поэтому с личной жизнью у актера не ладилось.
Настоящая слава, безусловно, пришла к актеру в 1990 году, когда появилась телеверсия его спектакля, – именно в ней любимый персонаж Аткинсона получил имя мистер Бин. Мир захлестнула настоящая волна биномании. Сериал собрал за год 123 млн фунтов стерлингов. Немалую часть армии поклонников Аткинсона составляют дети. Они считают, что Бин ведет себя именно так, как хотелось бы им самим, но только им не позволяют родители. Среди английских женщин он считается «самым забавным секс-символом». А мужчины любят Бина за то, что его выходки совсем не похожи на их собственное поведение.
Аткинсон много снимался в эпизодах – в частности, в роли начальника Джеймса Бонда – Коннери в фильме «Никогда не говори «никогда», или священника в картине «Четыре свадьбы и одни похороны». На сцене он также отыграл очень много ролей, включая постановки по Чехову. Тем не менее он признается, что все, кроме мистера Бина – хобби. Интересно, что говорит об этом актер с гордостью, ведь именно эта роль сделала его одним из самых высокооплачиваемых актеров Англии.
«Где-то в задней комнате моего дома тихо гудит машина, которая печатает деньги. Эта машина называется «предприятие мистера Бина». Впрочем, машина уже переработала и меня самого», – рассказывает Аткинсон.
Конечно, после его успеха с личной жизнью стало легче, но при этом она покрыта такой непроницаемой завесой тайны. Известно, что у Роуэна есть семья: жена Сунетра Састри (художник по гриму) и двое детей: шестилетний Бенджамин и четырехлетняя Лили. Все они живут очень уединенно в роскошном замке XVIII века в Оксфордшире. За девять лет брака он выводил свою жену в свет не более десятка раз.
«Иногда мне кажется, что это не я, а он женат на ней. Да и с чего ей было выходить замуж за меня? Всем известно, что я – зануда. Словом, мне не хочется водить жену туда, где ее могут по ошибке назвать миссис Бин», – признался однажды актер.
«Мне кажется, что мы близнецы. Нас разлучили, когда нам было по девять лет, с тех пор я успел повзрослеть, а он так и остался большим ребенком. Девятилетним. Но когда я встречаюсь с ним, я и сам становлюсь таким же», – признался актер.
Кстати, датой своего рождения сорокачетырехлетний Роуэн считает 1 января 1990 года – день официального появления на свет телевизионного мистера Бина. Даже интервью он предпочитает давать от имени своего персонажа.
«Так я чувствую себя гораздо спокойнее. Ведь вряд ли кому-нибудь придет в голову обижать симпатягу Бина или задавать ему бестактные вопросы», – вполне серьезно говорит он.
Мистер Бин – это типичный англичанин. За этот образ Аткинсона очень не любят представители «голубых кровей» и высших джентельменских кругов. В сериале мистер Бин – как и положено «маленькому человеку» – вечно разъезжает на развалюхе марки «мини». Эта малолитражка сейчас красуется в специальном автомузее звезд рядом с колоссальным «бэтмобилем» из голливудского сериала о Бэтмене.
При этом Аткинсон – владелец целой коллекции чрезвычайно дорогих спортивных машин марки «Астон Мартин». Страсть к хорошим автомобилям – единственное, что безраздельно принадлежит ему самому, а не Бину. А недавно он выложил несколько сотен тысяч фунтов за чудом уцелевший экземпляр самой первой модели английской гоночной машины – в подарок лондонскому музею автомобилей.
«Мистер Аткинсон – весьма скучный субъект и поэтому никому не нужен. Зато Бин интересен всем», – с оттенком легкой зависти в голосе говорит актер.
В кино Роуэн Аткинсон – истинный британский чудак и совсем не похож на себя настоящего: раздражительный, непредсказуемый, с невнятным бормотанием и странным юмором. В жизни Роуэн Аткинсон – истинный британский джентльмен и совсем не похож на своих экранных персонажей: спокойный, рассудительный, с красивой, правильной речью и весьма тонкими шутками.
Перед премьерой фильма «Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка» актер побывал в России. В интервью изданию «МК» он рассказал, что роль британского шпиона появилась как раз во время первого его визита в Россию, когда в 1991 года они снимали рекламу кредитной карты. Съемки того ролика, кстати, проходили на Красной площади, а первый фильм про Инглиша вышел через год.
«Как и многие мальчики, я мечтал быть Джеймсом Бондом. И до сих пор мечтаю. Но Джонни Инглиш тем и хорош, что вполне себе джеймс-бондовский персонаж: машины, женщины и все такое. Секретный агент из него, правда, не очень, но во всем остальном...» – отмечает он.
Про Мистера Бина Аткинсон отметил, что его возвращение на экран крайне маловероятно.
«Я никогда не говорю «никогда». Хотя прекрасно понимаю, что от него мне вряд ли когда-либо отделаться: меня всегда будут ассоциировать только с ним. Так что пока я жив, будет жив и мистер Бин. Но в этом нет ничего страшного: Питер Селлерс всегда будет инспектором Клузо из «Розовой пантеры», Бенни Хилл – Бенни Хиллом», – рассказал актер.