Человек недели: Марина Лошак

Человеком минувшей недели, по версии журнала EUROMAG, стала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, которая три года упорно работает над превращением своего «подопечного» в европейский современный музей, сохраняя при этом его традиции и авторитет, и благодаря которой мы можем видеть полотна гениального Рафаэля в Москве.

Марина Девовна родилась и получила образование в Одессе, окончила Одесский государственный университет имени И.И. Мечникова по специальности «Классическая филология». Что, надо отметить, часто припоминают, когда речь заходит о кураторстве. Однако Марина Девовна считает, что управление такой громадой, как Пушкинский музей, не всегда требует специальных знаний в области искусства. Хотя признает, что многому ей нужно еще учиться, в частности отмечает нехватку юридических и финансовых знаний.

До самого переезда в Москву в 1986 году она работала в Одесском государственном литературном музее. Затем начался активный период кураторства различных частных галерей и проектов: галерея «Роза Азора», Tatintsian Gallery, основанная нью-йоркским галеристом Гари Татинцяном. В 1998 году возглавила PR-службу банка «СБС-Агро», затем была там же атташе по культуре. А в 2007 году вместе с Марией Салиной открыла на «Винзаводе» собственную галерею «Проун».

В Пушкинском все было нелегко. Когда 3 года назад, 1 июля 2013 года Марина Лошак была назначена директором музея после более 50-летнего правления Ирины Антоновой, было понятно, что грядут перемены. Надо сказать, что к этому времени у Марины Девовны уже был опыт управления крупным музейно-выставочным объединением «Манеж», в состав которого входят множество музеев и выставочных центров.

Другой вопрос, что в такой устоявшейся, гигантской машине как ГМИИ им. Пушкина перемены не могут проходить быстро и гладко. Один из основных векторов был взят на гостеприимство музея, его открытость и интерактивность, однако не в ущерб традициям и научному подходу.

Как отмечает директор, «иногда закрытость защищает от появления чего-то расхожего, иногда люди таким образом защищаются от мира, который несет вульгарность, попсу».

«Если мы сравниваем русский музей с европейским, то надо сравнивать и всё другое. Мы же часто не сравниваем зарплаты, которые люди получают в музеях. Мы не сравниваем условия работы и многое другое. А если сравнивать, то надо все это сравнивать вместе, тогда будет объективная картина, - поделилась  Лошак в интервью порталу The Village.

За эти три года музей провел множество амбициозных проектов: выставки династии Кранахов, Льва Бакста, приуроченную к его 150-летию, привозили шедевры Мане, Караваджо, не говоря уже о «Пятницах в Пушкинском», лекциях и концертах.

Заработали программа частного финансирования «Меценаты Пушкинского музея», продажа билетов через интернет и виртуальные экскурсии по музею.

А впереди еще множество грандиозных проектов. Полным ходом идет создание Музейного городка, который объединит всю территорию музея, увеличив его площадь более чем в два раза. С 2014 по 2019 год осуществляется реконструкция будущих зданий музея: Галереи искусства старых мастеров, Дома Текста (научно-информационного центра), Галереи искусства импрессионистов и постимпрессионистов, а также строительство Депозитарно-реставрационного и выставочного центра. А в 2019 году на три года на реконструкцию закроется Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Но до этого нас ждет еще немало шедевров с разных концов света, традиционные «хиты» Пушкинского.

«Я считаю, что это прекрасно, когда стоят очереди. В любой музей даже с самой чудесной логистикой и с самой совершенной системой приема стоят очереди, когда там хорошие выставки. Более того, я хочу сказать, что люди любят стоять в очередях. Нужно делать выставки, на которые стоят очереди, это очень тяжело», - рассказала Марина Лошак в интервью Forbes своей дочери Анне Монгайт.

Никто не сомневается, что выставка, которая открылась на этой неделе станет как раз такой, ведь на нее привезли 8 живописных работ гения эпохи Возрождения Рафаэля Санти, жест высочайшего доверия итальянских галерей. Как подчеркнул посол Италии в России, вряд ли в обозримом будущем можно придумать что-то более значимое. Сама Лошак называет выставку «исполнением мечты».

Марина Девовна замужем за известным журналистом Виктором Григорьевичем Лошаком, который отвечает за стратегию ИД «Коммерсантъ».

Марина Лошак одна из ведущих кураторов русского авангарда, а также член экспертного совета (2010) и жюри (2014) премии Кандинского. Она также коллекционирует шляпки и произведения наивного искусства.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?