Одна из двух российских лоукост-авиакомпаний прекратила полеты. С 00:01 понедельника «Авианова» перестала выполнять регулярные пассажирские рейсы.
В заявлении перевозчика, полученном EUROMAG, говорится, что центр бронирования (колл-центр) производит информирование всех пассажиров о прекращении полетов и о способах возврата денежных средств.
«Мы приносим самые искренние извинения всем гражданам и организациям, кому мы доставили неудобства в связи с вынужденным прекращением своей деятельности», – говорится в обращении.
Представители перевозчика заверяют, что процедура возврата денежных средств «упрощена до минимально возможной, детально представлена на нашем сайте».
Проблемы у «Авиановы» начались в начале октября – сначала авиакомпания прекратила продажу билетов, а потом объявила, что выполнять полеты будет до 9 октября 2011 года. Согласно данным самой авиакомпании, с 3 по 29 октября она должна была выполнить 952 рейса и перевезти 67 834 пассажира, а в зимний сезон – с 30 октября по 24 марта – выполнить 1848 рейсов и перевезти 12 820 пассажиров.
С 3 по 7 октября «Авианова» выполнила 129 рейсов и перевезла 11 926 пассажиров. Таким образом, на период до 24 марта билеты «Авиановы» есть на руках примерно у 68 тыс. пассажиров. Всем им авиакомпания обещает вернуть деньги.
По данным Росавиации, из выделенных государством 300 млн рублей на компенсации пассажирам, которые пострадают от возможных банкротств авиакомпаний, осталась половина суммы – 150 млн рублей ушло на развоз пассажиров авиакомпании «Континент».
«Авианова» начала полеты в самый разгар кризиса – в августе 2009 года. В то время у компании было два самолета Airbus A320. К настоящему моменту число самолетов утроилось, а за восемь месяцев 2011 года авиакомпания перевезла 866 тыс. пассажиров, заняв 12-е место среди российских авиакомпаний по этому показателю.
Причиной остановки деятельности «Авиановы» стал конфликт акционеров – российской компании А1 (51% акций) и американского фонда Indigo Partners (49%).
При этом российские акционеры подали заявление в Росавиацию о приостановке сертификата эксплуатанта, а не об аннуляции его. Поэтому не исключено, что авиакомпания может возобновить полеты – правда, скорее всего, под другим брендом.
Тем временем клиенты «Авиановы» создали сайт по спасению перевозчика. На портале идет сбор подписей под обращением к президенту России с просьбой вмешаться и помочь спасти авиакомпанию. Несмотря на частые скандалы из-за задержек рейсов, которые случались у перевозчика, фирменный тариф в 250 рублей за билет был очень привлекателен для пассажиров – за такие деньги многие готовы были прощать авиакомпании многочасовые задержки рейсов. Руководство «Авиановы» даже как-то заявляло, что их конкурентами являются не другие авиакомпании, а РЖД и автобусы.
«Пожалуйста, верните России народную «Авианову», она нам очень нужна, она объединяет города», – говорится в обращении клиентов авиакомпании к Дмитрию Медведеву.