Паромы российской компании ST.PETER LINE вышли в воды Балтики менее двух лет назад, но успешно конкурируют с кораблями финских и эстонских операторов. Неделю назад именно паром ST.PETER LINE, например, доставил в порт Таллина 8-миллионного пассажира – жительницу Петербурга Ярославу. О том, чем отличаются российские пассажиры от иностранцев, почему европейцам проще приплывать в Петербург, чем россиянам в Хельсинки или Стокгольм, и в каких морях ST.PETER LINE также планирует запустить свои корабли, корреспонденту EUROMAG рассказал президент компании ST.PETER LINE Игорь Глухов.
– Когда два года назад ST.PETER LINE выходила на рынок паромных перевозок на Балтике и в Скандинавии, где уже много лет работают эстонские и финские паромные операторы, какие были основные опасения и риски?
– Возобновляя паромное сообщение на Балтике, мы были обязаны оказаться более удачливыми, чем наши предшественники.
Попытки наладить регулярные паромные линии из Санкт-Петербурга в другие города, расположенные на Балтийском море, ранее неоднократно предпринимались эстонцами и финнами. Но повезло именно нам. Тут сыграли роль сразу несколько факторов: изменение законодательства в части безвизового въезда иностранных граждан в Россию, европейское качество, русское гостеприимство, грамотная маркетинговая политика.
– Сколько сейчас ваши паромы перевозят пассажиров за год и в какие города?
– На паромах ST.PETER LINE из Санкт-Петербурга можно отправиться в Хельсинки, Стокгольм и Таллин. Наши паромы Princess Anastasia и Princess Maria за 2011 год перевезли более 450 000 пассажиров, и по предварительным прогнозам, в 2012 году оба парома компании привезут в Петербург до 800 000 иностранных гостей.
Скорее всего, вырастет и приток на наши паромы со стороны российских туристов, например, туроператоры готовы использовать их при организации комбинированных туров в Норвегию.
– Какой самый популярный маршрут?
– Анализируя отзывы пассажиров, с уверенностью можем сказать, что среди российских граждан – это маршрут «Четыре балтийские столицы» (Петербург – Хельсинки – Таллин – Стокгольм – Петербург). Туристам, безусловно, интересно за один круиз посетить несколько стран, познакомится с их культурой, средневековой и современной архитектурой.
У нас путешествуют целыми семьями, и для каждого находится занятие по душе. Паромы готовы разместить на борту около 2 000 пассажиров. Здесь различные рестораны, бары, СПА-центры, магазины Duty Free, автомобильные палубы и эксклюзивная шоу-программа от петербургского театра балета Мюзик-Холла.
Дети могут проводить время в игровых комнатах, в Стокгольме их ждут в музее Астрид Линдгрен. Таллин традиционно увлекает эстонской кухней, а в Хельсинки – отличные возможности для шопинга.
– Если эстонские или финские паромные компании придут в Санкт-Петербург, не боитесь появления конкурентов? Какими способами будете бороться за привлечение клиентов?
– Конкуренция – это здоровое положение рынка, при котором, в конечном итоге, выигрывают все. Когда паромы ST.PETER LINE только пришли в Скандинавию, и Tallink Silja, и Viking Line очень внимательно наблюдали за нашей работой. С этими компаниями у нас хорошие бизнес – отношения, так что если мы и будем развивать новые направления, разумеется, поставим друг друга в известность.
– Кто сейчас больше пользуется вашими паромами – россияне или иностранцы?
– Мы регулярно отслеживаем статистические данные по этому вопросу. В начале запуска линии доля российских пассажиров была существенно выше (до 80%). Сегодня показатели все больше уравниваются. Так, скажем, в 2011 году мы перевезли около 40% иностранных пассажиров.
– Чем российские пассажиры паромов отличаются от иностранцев?
– Главное демографическое отличие – возраст: в среднем, европейские пассажиры старше российских. Наши соотечественники чаще путешествуют с детьми, иностранцы – в парах.
Различается также интерес, побуждающий к путешествию: иностранцы рады воспользоваться правом безвизового посещения Санкт-Петербурга на 72 часа, а русские едут знакомиться со Скандинавией.
Учитывая эти и другие особенности, мы выстраиваем сервис на борту паромов. Так, наши рестораны предлагают зарубежным гостям национальную русскую кухню, а землякам будет интересны финские и шведские блюда. Шоу Мюзик-Холла и программа караоке-бара были созданы так, чтобы интересно было всем.
– Как вы относитесь к отмене виз между Россией и EС? Насколько сильно бы открытие границ могло увеличить число пассажиров паромов?
– Безусловно, для ST.PETER LINE это было бы отличным решением, поскольку поток туристов существенно бы вырос. Россия готова упрощать визовый режим в любой момент.
Но общая позиция ЕС по отмене виз с Россией будет учитывать мнения всех членов Евросоюза. По крайней мере, вопрос актуальный: на днях, 15 декабря, в Брюсселе Россия и Евросоюз согласовали пошаговый план по переходу к безвизовому режиму. Совместные шаги подразумевают обоюдную работу по защищенности документов, обеспечению безопасности и порядка и противодействию незаконной миграции.
– Когда ST.PETER LINE планирует увеличить число своих паромов, на сколько кораблей? В какие бы города вы бы хотели еще открыть маршруты из Петербурга?
– Планы развития компании мы бы не хотели подробно комментировать. Скажем только, что помимо работы на Балтике, не исключаем интерес и к другим регионам. Например, с учетом развития Сочи, огромный потенциал представляет сегодня Черное море.