За искусством в Брюссель
За искусством в Брюссель

Tribal art: примитивно. Супер!

В антикварном раю, которым, бесспорно, является Бельгия, есть место для любителей экзотики. Брюссель также является мировой столицей искусства племен Африки, Юго-Восточной Азии и Океании, произведений темнокожих аборигенов, неизвестных художников и скульпторов, иными словами, примитивного искусства, tribal art. 

Обстоятельству имеется логичное толкование меркантильного свойства: в конце XIX века, в годы правления императора Леопольда II, Бельгия  становится колониальной державой, и вплоть до 1960-х годов благополучно владеет землями Бурунги, Конго и Руанды.

Колонии представляют собой один из существенных источников обогащения и развития промышленности страны. Европейские путешественники, миссионеры, плененные выразительностью и простотой форм творений народов африканского континента, массово везут их к себе на родину. Кстати, музеи Ватикана ныне обладают самой старой и отличающейся разнообразием коллекцией колониального искусства.

Анри Матисс, "Танец"

На рубеже XIX-XX вв. «примитивное искусство» очаровывает изысканных интеллектуалов и живописцев, ставших его страстными собирателями и пропагандистами. 

Смешение эмоциональной цветовой палитры и тривиальных форм традиционного африканского искусства с европейской эстетикой приносит удивительные образцы стилизации. Художников награждают прозвищем «дикари». Так возникает художественное течение «фовизм».

Анри Матисс, которому довелось много путешествовать по северу Африки, в 1906 году покупает свою первую африканскую статуэтку и заодно приобщает к этому интересу своего русского патрона Сергея Щукина. Промышленник и коллекционер отправляется в Египет, приобретает в Каирском музее произведения африканской скульптуры и везет их в свой московский дом, уже украшенный «варварскими», по мнению современников, панно Матисса «Танец» и «Музыка». 

Пабло Пикассо, "Голова мужчины"

Матисса можно благодарить за то, что и Пикассо был заражен Африкой. В 1907 году, вдохновившись африканской архаикой, тот пишет программное полотно «Авиньонские девицы», вызвавшее громкий скандал. Его же «Голова мужчины» 1908 года равно соединяет в себе характерный примитивизм каталонского и африканского искусства. Такие маски Пикассо мог видеть у себя в испанской провинции Госоль, и в музее Этнографии Трокадеро в Париже.  

Брак, Вламинк и Дерен также увлекаются грубоватыми формами конголезских фигурок, ритуальных масок Берега Слоновой Кости и Бенина. Гоген, тот вообще взял да променял жизнь в цивилизации на далекие острова.

Сама идея упрощения, и собственно такое явление как «кубизм» явилось прямым результатом вдохновения грубыми формами африканской  скульптуры. Мир, созданный основоположниками этого направления, Пикассо и Браком стал граненным и угловатым. Дробящуюся на геометрические фигуры «Женщину в кресле» Пикассо создает в 1909-1910 гг. В этом же году «Портрет Воллара». 

Среди работ художников, а таковых немало, на творчество которых оказали влияния африканцы, был Макс Эрнст («Голова птицы», бронза, 1934-35),  Пауль Клее («Comedians' Handbill», 1938, гуашь, принт), Яков Липшиц («Сидящий мужчина», 1922, бронза) и другие.

Макс Эрнст, "Голова птицы"

Не последнюю роль в этом буме сыграл Шарль Раттон, коллекционер, искусствовед, парижский арт-дилер, специализирующийся исключительно на искусстве народов Африки и Океании, патриарх, можно сказать, этого «черного» рынка. В Париже начала XX века у него была монополия, в хороший день расчетливый дилер прямо у людей, работающих в колониях, мог купить от 80 до 100 произведений примитивного искусства.

Среди клиентов Раттона значатся такие известные персоны, как барон Эдуард фон дер Хейдт, анархист Феликс Фенеон, косметический магнат, мадам Элен Рубинштейн, в 1930-е годы купившая знаменитую скульптуру Королева бангва (небольшой народности западного Камеруна). На аукционе в 1966 году вещица была продана за 29 тыс. долларов, а еще через тридцать лет ушла с молотка за 3,4 млн. долларов. 

Ман Рэй в 1937 году сделал эстетский снимок обнаженной модели, расслабленно сидящей возле этой скульптуры, что немало повлияло на рост цены на деревянного истукана. Со временем цена на них только росла: знатоки отлично помнят декабрь 2010 года, когда конголезская кариатида племени Луба, приписываемая «мастеру Buli» установила ценовой рекорд: 5 440 750 евро.

Среди «охотников» за примитивным искусством, изделиями африканцев и аборигенов Океании были сюрреалисты Анри Бретон и Поль Элюар,   министр культуры Франции Андре Мальро. Статуэтка племени бауле с Берега Слоновой Кости, происходящая из коллекции последнего, ушла на зимних торгах Sotheby`s в 2008 году за 300 тысяч фунтов.

Фигура бога войны Zuni

Позиционируя себя как антиколонистов, художники-сюрреалисты, тем не менее, проявляли деловую хватку. В 1929 году Элюар пишет жене: «Я купил в Голландии уникальный фетиш из Новой Гвинеи за 20 тыс. франков. Он великолепен. Когда-нибудь продам его за 200 тысяч. Это точно».

Отчаянным игроком на этом поле стал и Жак Ширак. Бывший президент Франции, питавший слабость к примитивному искусству, в 2006 году открыл на парижской набережной Бранли музей (теперь музей называют не иначе как Бранли), посвященный этому разделу мировой культуры. Музей бьет все рекорды посещаемости, способствуя тому, что искусство, ранее доступное лишь узкому кругу ценителей, наконец, вышло из тени. 

В день открытия музея Бранли аукционный дом Drouot провел торги масок из Гибона, статуэток из Гвинеи и Берега Слоновой Кости из коллекции Клодта Верите. Аукцион собрал рекордную сумму - 44 миллиона евро. Одна только маска африканского племени Нгил была продана за 5,9 миллиона евро.

В Бельгии же Королевский музей Центральной Африки (КММА) в Тервюрене, городке, сросшимся с Брюсселем с западной стороны, был открыт гораздо раньше. Здесь к Всемирной выставке в 1897 году был построен Дворец колоний, представляющий образцы флоры и фауны, важнейшие экспортные продукты Конго: кофе, какао, табак. 60 африканцев завезли в домики копии африканской деревни, построенной здесь же в парке. Через год Дворец колоний стал Музеем Конго с постоянной экспозицией, в 1960 году его расширили и переименовали в Королевский музей Центральной Африки.

The “James Hoopernail fetish”, Конго, Claes Gallery

BRAFA в 2014 году в качестве почетного гостя принимала у себя КММА. Выставочный зал был погружен в полумрак. Лучи света вылавливали из темноты извлеченную из запасников редкую скульптуру, гигантские ритуальные маски и головные уборы африканских племен. Этнограф и куратор выставки  Жюльен Волпер, в рамках уже ставших традиционными BRAFA Art Talks, прочел лекцию.

Уважаемых знатоков искусства племен, монстров продажи tribal art, конечно же, надо искать в их галереях в бельгийском районе Саблон. Патрик Дидье Кле, сын куратора музея в Киншасе, в 1989 году совершил экспедицию в Конго, в 2002 году открыл галерею Claes Gallery (Rue Van Moer 7), где можно найти уникальные конголезские маски.

В январе на BRAFA Кле представляет редчайшую деревянную маску из Бамана (Мали) и маску гвинейской народности Тома. Первая галерея, занявшаяся в Бельгии продажей африканского искусства, это галерея Пьера Дартвеля. Она существует с 1967 года.

Кстати, Дартвель активно помогает в формировании коллекции Лувра и Художественного института Чикаго. Ищите на его стенде на BRAFA деревянную маску, помеченную белыми пигментными полосами из Конго. Кровожадное племя положило его на живот раба, которого потом сожгли.

Статуэтка маори, галерея Serge Schoffel - Art Premier

Почти одновременно галерею, специализирующуюся на творениях доколумбовых культур, в самом сердце Саблона открыл Эмиль Делатейль (Rue aux Laines 32). Акцент кураторы делают  не только на скульптуре племен, но и на текстиле. На BRAFA 2016 обратите внимание на терракотовую фигурку сидящей собачки из Мехико, 300 г до н. э.

«Serge Schoffel - Art Premier» (Rue Watteeu 14), галерея, разумеется, базирующаяся в районе Саблон предлагает уникальный выбор предметов из Камеруна, Конго, Мали, Перу, Чили, Боливии, Полинезии, в том числе народности маори. Загадочную скульптуру XVIII века из дерева, с вкраплением жемчуга маори из Новой Зеландии галеристы покажут в январе на BRAFA. А также маску Гребо из Либерии.

Кроме того, все, кто увлекается так называемым «неевропейским» искусством, стоит отметить в календаре даты (дважды в год, в июне и январе)  проведения ярмарки Bruneaf. Впрочем, мода на экзотику в Брюсселе можно сказать, разлита в воздухе, в особенности в квартале Матонге, до недавних пор имевшем репутацию бедного и опасного.

Сегодня он превратился в модное молодежное и туристическое место, специализирующееся на африканских традициях. Здесь появились галереи с африканской живописью, веганские кафе, на курсах преподают народные танцы и музыку.  


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?