В отношениях между Евросоюзом и Турцией начинается серьезный политический кризис. В минувшую субботу вице-премьер Турции Бешир Аталай заявил, что Анкара заморозит все отношения с Брюсселем, если Кипр станет председателем ЕС.
Председательство греческой Республики Кипр по плану начнется уже менее чем через год – 1 июля 2012 года островное государство, вошедшее в ЕС в 2004 году, впервые на полгода примет власть в сообществе.
«Если мирные переговоры там (на Кипре) ничего не решат, а ЕС предоставит переходящий пост председателя Южному Кипру, между Турцией и ЕС начнётся настоящий кризис... Потому что мы заморозим наши отношения с ЕС. Мы заявили об этом, так как правительство приняло такое решение», – цитирует Аталая агентство Reuters.
И это не единственная угроза, прозвучавшая из Анкары в сторону Евросоюза. Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу назвал провокацией решение киприотов добывать углеводы в своих [кипрских] территориальных водах. «Мы воспринимаем стремление греков-киприотов проводить зондажные работы [на шельфе] в качестве провокации. Турция воспользуется своим правом как страны-гаранта на Кипре в свете своих международных обязательств, чтобы воспрепятствовать этому», – сказал глава турецкого МИД, пригрозив «адекватными мерами».
Греция и Кипр, экономики которых серьезно пострадали из-за финансового кризиса, на прошлой неделе объявили о том, что начинают поиски нефти и газа в своих территориальных водах. Эти намерения очень не понравились Турции, которая в ответ намерена подписать соглашение о разграничении шельфа с непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра. А такие планы Анкары грозят вылиться в крупнейший международный скандал, так как Турция и Греция до сих пор спорят о границе территориальных вод. В Афинах, например, считают, что Турция не может проводить никаких работ в Средиземном море южнее греческого острова Кастелоризо.
«Печально, что Турция в отсутствие аргументов и международной легализации своих взглядов прибегает к вызовам и угрозам. Мы по этому пути не пойдем», – говорится в заявлении греческого МИД.
Интересно, что, несмотря на все разногласия, в Анкаре признали, что евроинтеграция – по-прежнему стратегическая цель Турции. И это притом, что вступление Турции в ЕС сейчас поддерживают лишь 35% граждан страны.
Против евроинтеграции Турции в Евросоюзе активно выступают Германия и Франция. Кстати, Германия на днях также подверглась серьезной критике из Анкары. Так, президент Турции Абдулла Гюль в преддверие своего визита в Берлин (начался в воскресенье) в интервью немецкой Suedeutsche Zeitung раскритиковал визовую политику Германии в отношении турок. Он не понимает, почему немцы могут приезжать в Турцию без виз, а его сограждане обязаны оформлять въездные документы.
Турков можно понять в этой ситуации.