В главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко».
Это первая выставка итальянского натюрморта, проводимая в России. Выставка призвана сместить фокус внимания массовой аудитории с голландского натюрморта и рассказать, что в Италии сложилось во многом уникальная школа этого жанра, который лишь в XX столетии стал предметом серьезного внимания искусствоведов. В итоге оказалось, что многообразием форм и типов натюрмортных композиций итальянская школа заметно превосходит все другие национальные школы. В Италии большую роль, чем даже в Голландии, играли местные художественные центры, каждый из которых обладал своим неповторимым лицом. В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо – на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями либо фигурками играющих путти.
Именно Италия во многом определила типологию европейского натюрморта и оказала большое влияние на художников других стран.
В музейных собраниях России хранится большое число произведений высокого художественного уровня, которые практически неизвестны даже специалистам, а их авторство во многих случаях определяется ошибочно. Этот богатый материал лег в основу выставки «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», на которой представлено свыше 60 произведений из крупнейших российских собраний
Посетители могут увидеть работы выдающихся мастеров эпохи барокко, представляющих разные местные школы и направления. Это неаполитанцы Джузеппе Рекко, Джузеппе Руопполо, Паоло Порпора, римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, прозванного Мальтезе, Микеланджело Черквоции, флорентинец Якопо Кименти да Эмполи, а также художники, работавшие на севере Италии, в Генуе, Венеции, городах Ломбардии и Эмилии-Романьи.
Выставка проходит до 26 мая 2024 года.