В 1992 году президент консорциума «Новая Венеция» (Consorzio Nuova Venezia) Луиджи Дзанда представил проект мобильных дамб, которые должны были спасти Венецию от наводнений.
Уникальное творение инженерной мысли в области строительства гидросооружений требовало огромных инвестиций, поэтому было отложено в долгий ящик.
12 лет назад министр коммунального строительства Николацци отправил проект экспертам, запросив их оценку на предмет осуществимости данной затеи.
Эксперты разошлись в оценках эффективности проекта, но сошлись в том, что проект может сработать. Так началась история «Моисея».
В условиях Италии, эта история оказалось огромной вереницей скандалов, в основе которых были задержки, завышенные цен и судебные расследования.
От представления проекта до закладки первого камня прошло 11 лет, и еще премьер Берлускони 14 мая 2003 года отдал приказ о начале работ, несмотря на то, что не все в Венеции были убеждены в оптимальности этого решения.
Муниципальный совет отправил в Рим с десяток альтернативных проектов, но в 2006 году министр коммунального строительства Ди Пьетро доложил, что при сопоставительном анализе победителем стал один проект — «Моисей».
В рамках этого проекта предусматривалось размещение на входах в порт Лагуны 78 мобильных шлюзов длиной до 29 м, расположенных в коробах из бетона, лежащих на морском дне и готовых к эксплуатации при повышении уровня воды до 110 см.
Работы продолжались, несмотря на некоторые препятствия, например, на проседание специального корабля, который должен был поднимать барьеры, или взрыв короба на дне в Кьодже.
После анализа состояния Венецианской лагуны, проведенного Национальным исследовательским комитетом, эксперты забили тревогу из-за разрушения дна вследствие осуществленных работ, но локомотив «Моисея» уже был запущен, и 12 октября 2013 года мэр Орсони и министр инфраструктуры Лупи приветствовали поднятие первого барьера.
Спустя восемь месяцев началось судебное разбирательство, в ходе которого были арестованы 34 фигуранта, в том числе, мэр Венеции Орсони, бывший губернатор Галан, региональный асессор министерства инфраструктур Киссо, а также бывшие магистраты по водному хозяйству, генералы финансовой полиции и предприниматели, возглавляющие компании, занимавшиеся реализацией проекта.
Судьи выявили коррупционную схему, нелегальные фонды, незаконное финансирование партий и поддельные счета, что фактически остановило строительные работы и деятельность Консорциума.
Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, председатель совета министров Ренци направил в 2014 году трех комиссаров, поставив перед ними задачу по управлению возобновлением работ, но судебные разбирательства с подрядчиками застопорили работы на строительных площадках.
«В этих условиях невозможно выполнить обязательства до 31 декабря 2021 года», — заявил комиссар по общественному строительству комиссии по вопросам защиты окружающей среды во время последнего осмотра строительства в марте этого года.
Проект (завершенный на 94%) должны были испытать 4 ноября. Это символическая дата для венецианцев, потому что она совпадает с годовщиной большого наводнения 1966 года.
Испытания были отменены из-за сильной вибрации. Начало эксплуатации отложили на 2022 год, но и оно оказалось под вопросом.
Единственное, что точно — это 5,5 млрд евро, выделенные властями до сегодняшнего дня.
К ним добавят еще 700 млн на ремонт уже испорченных деталей, а также еще почти по 100 млн евро в год, чтобы гарантировать функционирование и техническую поддержку проекта, который должен был быть готов еще восемь лет назад и стоить 1,6 млрд евро.
Венеция пережила крупнейшее наводнение с 1966 года, а проект, который должен был защитить город от паводка пока приносить лишь убытки.