Предоставление предметов искусства для экспозиции Франции является очень опасным делом, считает главный хранитель организации «Английское наследие» Джозефин Оксли. По ее словам, у многих в Британии есть определенные страхи по поводу того, как предметы будут экспонироваться по ту сторону Ла-Манша.
Такое заявление Оксли сделала во время экскурсии в Apsley House, доме герцога Веллингтона, где она также является главным смотрителем. «Наши экспонаты я бы не отдала даже Лувру, потому что остается только гадать, в каком государстве они потом будут обнаружены», - сказала Оксли. «У Франции полно примеров, когда они теряли произведения искусства», - добавила она.
Отчасти ее слова подтверждает статистика Интерпола, который в прошлом году создал базу украденных произведений искусства. В этом рейтинге Франция и Италия названы государствами, наиболее уязвимыми для воровства.
Самый печально известный пример порчи шедевра в Лувре произошел в 1992 году с полотном Паоло Веронезе «Свадьба Кана», который был случайно порван в пяти местах. Другой пример – триптих американского художника Сая Туомби, стоимостью 1,37 млн фунтов, был испачкан помадой во время показа в Музее современного искусства в Авиньоне – туристке так понравилось полотно, что она его поцеловала. А работа Крейга Кауфмана «Барельеф без названия» была повреждена после падения на нее балки в Центре Помпиду в Париже.
Кроме этого, в мае во французской столице в Музее изобретений и искусства рухнул на мраморный пол маятник Фуко, показывающий вращение Земли. В том же самом месяце из Музея современного искусства в Париже украли пять картин Пикассо и Матисса, которые оцениваются в 86 млн фунтов.
Согласно статистике, с 1998 года число краж во французских музеях сократилось с 47 до 35, но считается еще очень большой цифрой. Вице-мэр Парижа, курирующий культуру, Кристоф Жирар признал, что «проблемы есть, но власти стараются защитить произведения искусства от воров». «Директора музеев говорят мне, что они думают о безопасности и днем, и ночью», - сказал он.
А представитель британского музея V&A сказал, что у них «превосходные отношения со многими местами во Франции», но, за последние два года было два случая повреждения произведений, предоставленных Франции.
В то же время, пишет Daily Telegraph, и в Британии также случаются ЧП с произведениями искусства. Среди предметов, которые были повреждены на территории Королевства – работы Энди Уорхола и Трейси Эмин. А однажды в лондонской галерее Tate ребенку удалось проникнуть за заграждения и испортить живопись Марка Ротко.
В то же время неназванный представитель «Английского наследия» заявил газете, что слова Джозефин Оксли не стоит воспринимать как политику британского правительства. «Она сделала несогласованное ни с кем заявление в неофициальной ситуации, поэтому ее слова не должны иметь никакого веса», - добавил он.