Соперничество Великобритании и Франции является одним из самых старых в Европе, однако, если раньше вопросы решались при помощи штыков, то сегодня игра идет по спортивным принципам - «кто выше, быстрее и сильнее». Поэтому, пока во Франции по поводу «брака для всех» происходит бурное обсуждение, демонстрации «за» и «против», скандалы в руководстве и СМИ, Британия обошла конкурента, и большинством в 225 голосов (400 голосов «за» и 175 «против») депутаты поддержали инициативу премьер-министра Дэвида Кэмерона о легализации гей-браков.
До сих пор однополые пары в Англии и Уэльсе имели возможность заключать гражданские партнерства, отличающиеся от браков преимущественно названием, так как юридически они дают партнерам практически те же права, что и традиционный брак.
Три крупнейшие политические партии дали возможность парламентариям проголосовать по этому вопросу, исходя из своей личной позиции, то есть не связали их партийным решением.
Чтобы не отстать от Франции, Великобритания не могла позволить себе обойтись без скандалов на почве нового закона. Наибольший раскол это вызвало в Консервативной партии: многие депутаты-тори в этом вопросе не поддержали премьера Кэмерона. Сообщается, что около 140 консерваторов проголосовали против законопроекта.
За законопроект выступало большинство членов Либерал-демократической и оппозиционной Лейбористской партии. Дэвид Кэмерон назвал решение о легализации однополых браков «важным шагом вперед, который послужит укреплению общества», а британский министр культуры Мария Миллео сказала, что новый закон превратит Англию и Уэльс в «более справедливое место для жизни», отмечает BBC News.
В связи с принятием данного закона, не могла остаться в стороне и англиканская церковь. Джастин Уэлби, недавно ставший архиепископом Кентерберийским, сказал, что для бракосочетания однополых пар придется менять канон церкви, а это «очень трудно». Согласно предложенному законопроекту, однополые пары смогут заключать как гражданские, так и религиозные браки, а пары, заключившие в прошлом гражданское партнерство, смогут изменить свой статус.
Однако Англиканская церковь предупредила правительство, что изменение трактовки брака в пользу «союза двух людей» может поставить под вопрос «статус и влияние канонических положений, изложенных в учении церкви о браке как союзе одного мужчины и одной женщины».
Против легализации однополых браков высказались также католическая церковь Англии и Уэльса, совет мусульман Великобритании, руководство сети сикхских организаций и объединенная синагога. Либеральная и реформистская синагоги высказались в пользу изменения законодательства.
«Отношение к гомосексуалистам изменилось. Заметное большинство людей теперь поддерживает идею разрешить однополым парам заключать брак, и эта поддержка быстро ширится. Сейчас правильное время для того, чтобы сделать правильное дело», - говорится в обращении, подписанном, в том числе, министрами финансов, иностранных и внутренних дел.
Проблема легализации однополых браков назрела давно, но далеко не каждая страна готова пойти на такой шаг, хотя, например, Дания, еще в 1989 году ввела понятие гражданского партнерства - но не брака – для однополых пар. За ней последовали Норвегия, Швеция и Исландия, законодательно принявшие концепцию гражданского партнерства, которая не давала парам тех же прав, что для разнополых пар.
Первой страной, уравнявшей в правах гомо- и гетеросексуальные пары, стала Голландия, и первая церемония бракосочетания между однополыми парами состоялась в Амстердаме 1 апреля 2001 года. Провел ее мэр столицы.
«Мы такие обыкновенные, – после церемонии сказала Анна-Мария Тус, сочетавшаяся браком с Хелен Фаасен, – что на улице вы просто пройдете мимо, не заметив нас».