В резиденции премьер-министра Италии Палаццо Киджи были восстановлены утраченные фрагменты античных статуй. «Пластическую операцию» сделали знаменитой скульптурной группе 175 года н.э., изображающей императора Марка Аврелия и его жену Фаустину в образе греческих богов.
Как пишет La Repubblica, Венера вновь обрела обе руки, а у Марса появилась правая рука и пенис. Все правила реставрации, которые запрещают доделывать произведения искусства по собственному усмотрению, были нарушены по желанию премьер-министра Сильвио Берлускони.
У статуи непростая судьба: раньше она стояла в термах Диоклетиана, откуда ее переместили в Палаццо Киджи, где располагается правительство Италии. Но статуе весом 1400 кг опять не повезло.
Министру культуры пришлось уступить под напором премьер-министра и его архитектора Марио Каталано, которые требовали «восстановить» недостающие части скульптур. Это полностью противоречит традициям итальянской школы реставрации, а также политике экономии в области культуры. Новый бюджет на 2011 год предусматривает выделять на охрану культуры на 46% средств меньше, чем в прошлом году. С одной стороны, эти 70 тысяч евро, потраченные на реставрацию, принадлежат премьеру, но, во ведь они могли быть направлены на поддержку памятников культуры по всей Италии, говорят критики Берлускони, напоминая, что сейчас в стране множество заброшенных объектов культурного наследия.
Премьер озадачился вопросом реставрации перед визитом премьер-министра Китая Вэня Цзябао, который должен был 7 октября посетить Палаццо Киджи. «Почему в Китае скульптуры как новенькие, а у наших не хватает то рук, то голов?» - спросил Берлускони после того, как в распоряжение правительственного здания поступили античные скульптуры.
В течение многих лет итальянские мастера реставрации читали в Китае лекции, рассказывая, что нужно сохранять произведения искусства такими, какими они дошли до нас. Теперь же Италия отступила от своих принципов. «Восстановленные» скульптуры вводят в заблуждение зрителей, которые уже не понимают, где древний фрагмент статуи, а где современное дополнение, пишут итальянские газеты.
Впрочем, для работ были привлечены эксперты в области реставрации и истории искусства, которые попытались минимизировать нанесенный ущерб, изучив «недостающие» части у аналогичных статуй того периода.
Однако, итальянские историки надеются, что когда статуи вернут на свое законное место - в музей в термах Диоклетиана - им вернут прежний вид, так как теперь ни в одном музее мира не примут статуи с фальшивыми фрагментами.