BFM: Интервью с главой Skoda в России

Skoda готовится к запуску в России новой доступной модели — Skoda Rapid. В том числе с ее помощью чешская компания рассчитывает увеличить свою долю в нашей стране с нынешних 3,5% до 5%. Об этом BFM.ru рассказал глава марки Skoda в России Любомир Найман.

Skoda — одна из самых быстроразвивающихся компаний на российском рынке. Менее чем за пять лет чешский автопроизводитель сумел войти в десятку сильнейших зарубежных компаний в России по объему продаж, а модели Skoda регулярно входят в ТОП-10 самых популярных иномарок в нашей стране. В планах компании — увеличение доли в России с нынешних 3,5% до 5%. Об этом BFM.ru рассказал глава марки Skoda в России Любомир Найман.

— Эксперты спорят о том, какую нишу займет ваша новая модель Rapid. В частности, станет ли она прямым конкурентам нынешним доступным моделям класса B?

— Skoda Rapid займет нишу модели Octavia Tour. Машина будет превосходить по габаритам автомобили B-класса, иметь более широкий набор двигателей и оригинальный кузов лифтбэк (кузов седана, но крышка багажника открывается вместе со стеклом, как на хэтчбеках — BFM.ru). Поэтому по цене он будет стоять между бюджетными машинами B-класса и более солидными автомобилями сегмента C.

— В будущем году Skoda должна представить новое поколение модели Octavia. Владельцы машин опасаются, что она, в том числе за счет вывода Rapid, сильно вырастет в цене…

— Я бы не стал утверждать, что новая Octavia появится в России в будущем году. Дело в том, что у нас по-прежнему растут продажи текущего поколения. Поэтому нет смысла менять модель, если она пользуется столь высоким спросом.

— То есть вы искусственно будете держать текущее поколение на рынке, не выводя новое?

— Нет, я этого не говорил. Это стандартная практика, что в России машины появляются спустя небольшой промежуток времени, после того, как стартуют продажи в Европе. С новой Octavia будет аналогичная ситуация. Более того, хочу успокоить наших клиентов, мы не станем преподносить никаких «сюрпризов» с ценой на эту модель. Предложение будет очень интересным.

— Если нынешняя Octavia так хорошо продается, не думаете ли вы продлить ей жизнь и после вывода новой модели, например, организовав ее производство под другим брендом? Ваши конкуренты такое практикуют…

— У нас была подобная практика. Мы одновременно продавали модели разных поколений — Octavia и Octavia Tour. Но это время прошло. Сейчас у нас будет Rapid — новая самостоятельная модель, и нет смысла создавать ей конкурента. Что касается организации выпуска наших моделей под другим брендом, то пока таких планов также нет.

— Когда в России стали появляться заводы зарубежных компаний, главным требованием к сотрудникам было отсутствие опыта работы на российских предприятиях. Для Skoda, судя по всему, это препятствием не является, и она даже организовала производство своих автомобилей на Горьковском автозаводе. Не боитесь за качество?

— Абсолютно нет. Даже наоборот. Когда мы организовывали выпуск наших машин в Калуге, был какой-то страх — новые люди, никогда не работали на производстве автомобилей. Нижний Новгород в целом и ГАЗ как главное предприятие города имеет огромный опыт в производстве машин. Там много молодых сотрудников, которые уже обучались за рубежом.

А вопрос качества — это не вопрос сотрудников. Главное — комплектующие и… контроль. Концерн Volkswagen, в который входит компания Skoda, уже доказал во всем мире высочайший уровень качества своих машин. Заводы концерна есть в Южной Африке, Бразилии, Китае, и нигде нет претензий по качеству. Почему они должны быть в России? Тем более, на таком мощном предприятии, как ГАЗ. Поверьте, машины, сходящие с конвейера завода в Нижнем Новгороде, не будут уступать по качеству ни автомобилям Калужской сборки, ни даже чешской.

— Skoda планировала начать в России продажи малолитражки Citigo, однако процесс затянулся. Почему? Вы не видите перспектив у этого сегмента?

— Перспективы у сегмента субкомпактных автомобилей в России есть. Да, сейчас он очень маленький, но в будущем, за счет крупных городов, продажи таких машин будут расти.

С Citigo мы действительно решили немного повременить. Вопрос целесообразности его вывода на рынок снова обсуждается и, может быть, получится так, что мы не станем продавать в России эти машины. Дело тут в ценовом позиционировании. Несмотря на габариты, автомобиль высокотехнологичный и недешевый. Может получиться так, что он будет стоить как базовые версии нашей модели B-класса Fabia. А в этом случае клиент предпочтет более крупный автомобиль. Пока думаем, что сможем предложить.

— Какие задачи по росту продаж ставит перед вами штаб-квартира, и какие у вас ожидания по рынку в целом в 2012 году?

— Skoda оптимистично смотрит в будущее. Несмотря на спад динамики роста продаж новых автомобилей в России, мы ожидаем прирост продаж по году в целом как минимум на уровне 10%. Что касается нашей компании, то в 2012-м мы планируем продать более 95 тысяч автомобилей.

Если говорить о долгосрочных перспективах, то Skoda в целом планирует увеличить мировые продажи с нынешних 900 тысяч автомобилей до 1,5 млн. в год к 2018 году. Важнейшую роль в достижении этой цели будет играть и Россия. Наша долгосрочная цель увеличить свою долю на российском рынке с нынешний 3,5% до 5%. А достичь этого можно будет с помощью расширения модельной гаммы. Так, по плану Skoda будет выпускать новые автомобили каждые полгода.