Однако в понедельник правительство во главе с Марком Рютте ушло в отставку в связи с разногласиями в правящей коалиции по поводу мер сокращения бюджетного дефицита, а голландцы все сильнее начинают ощущать на себе воздействие экономического спада. Одним из проявлений этого является растущий спрос на бесплатные продукты питания.
На одной из малозаметных улиц на окраине Амстердама собирается очередь у дверей социального центра. Люди ждут открытия пункта по раздаче еды. Внизу в подвальном этаже добровольцы лихорадочно раскладывают красочные пакеты с едой в пластмассовые контейнеры. Всего в городе пять таких пунктов. В последнее время они испытывают беспрецедентный наплыв посетителей.
«Мы обслуживаем здесь примерно 1300 семей каждую неделю. Мы наблюдаем резкий рост спроса на наши услуги, — говорит сотрудник организации Food Bank Amsterdam Пит Ван Дипен. — У наших посетителей нет работы, у них мало денег и много долгов. Правительство сокращает размеры пособий и поэтому люди приходят к нам».
С декабря прошлого года число людей, желающих получать продовольственную помощь, возросло на 10%. Более 6 тысяч голландцев полагаются теперь на такие пайки.
Скрытая бедность
Петра одной из первый входит в зал центра, где происходит раздача пайков. В руках у нее — две большие магазинные сумки, и она с нетерпением оглядывает выставленные на столах контейнеры с продуктами.
«Эта неделя удачная. Смотрите, тут много овощей, печенье, фрукты, соусы к макаронам — все это замечательно, иногда тут предлагают просто пакеты с салатом», — говорит она.
Петра приходит в этот пункт уже три года. Упаковывая продукты в свои основательно потрепанные сумки, она объясняет, что положенное ей пособие в размере 50 евро в неделю совершенно недостаточно для прокорма семьи.
«Если бы не пункт раздачи еды, мне бы пришлось воровать, потому что на покупку продуктов денег не хватает. В Голландии есть бедность, но она скрыта, о ней мало кто знает», — рассказывает она.
Недоедание и голод относятся к понятиям, которые редко ассоциируются с одной из самых развитых экономик в Европе. Однако меры экономии, которые вводят власти под давлением европейских институтов, начинают сказываться на положении рядовых граждан.
Экономика официально вступила в этап спада, и безработица достигла уровня в 6%, самого высокого за шесть лет. Каждая шестая семья испытывает материальные затруднения.
Голод не тетка
Всего в нескольких километрах в центре Амстердама модный бар Basis не знает отбоя от посетителей, которые не желают менять свои привычки под напором кризиса. Сюда можно приходить со своей едой — здесь ее бесплатно разогреют, а деньги возьмут только за напитки.
За стойкой бара в микроволновой печи крутится пицца, а 20-летняя Софи пока что с аппетитом поглощает салат, купленный в супермаркете.
«Я не могу позволить себе питаться в ресторане, поэтому я прихожу сюда. Этот салат стоил мне 5 евро в магазине, но если бы я купила его в ресторане, то заплатила бы 10-15 евро», — говорит она.
Бар Basis возник не как убежище от финансового кризиса, но его владелец Михель Цварт заметил, что большинство его посетителей не слишком богаты.
«У людей нет теперь лишних денег на ресторан, но им по-прежнему хочется выйти в город, провести вечер в компании друзей, и мы постарались обеспечить им такую возможность, — рассказывает он. — К нам приходят люди с большими кастрюлями домашнего супа. Если прибавить к этому несколько батонов, разогретых в духовке, несколько человек могут за малые деньги провести у нас приятный вечер».
Официанты согласны помыть за посетителями посуду и выбросить оставленный ими мусор.
Выживание на кухне
На другом конце города 32-летняя Дениз Дульсич хлопочет у горячей плиты. «Ходить в ресторан — забудьте об этом, — говорит она. — Мне приходится теперь готовить дома, чтобы выжить, потому что никакой другой работы просто нет».
Когда правительство сократило ассигнования на специальное образование, Дениз лишилась работы детским психологом и с тех пор получает пособие по безработице.
Она стала участницей нового проекта под названием Tweetje Mee (стол на двоих), который позволяет людям готовить дома собственную еду и продавать излишки. Но Дениз говорит, что ей трудно заработать на жизнь таким способом. «Мне приходится много платить за квартиру. Я люблю готовить, но мне приходится этим заниматься постоянно, потому что выжить можно только так», — объясняет она.
Перед политиками Нидерландов стоит теперь задача урезать бюджет еще на 9 млрд евро; все больше голландцев оказываются в ситуации, когда им приходится считать каждую копейку.