Беженцы, хлынувшие в Европу из Африки и Азии, вновь подняли вопросы об интеграции мигрантов по всей Европе. Стремятся эти беженцы в основном в Германию, Францию, Британию и Скандинавию. Однако, это далеко не первая волна беженцев в истории этих стран, поэтому многие механизмы у них уже отточены.
В частности, одной из крупнейших послевоенных волн миграции стали беженцы с территории бывшей Югославии, когда разваливающаяся страна породила междоусобные войны и массовые убийства на национальной и религиозной почве.
Многие из тех, кто в те годы покинул Балканы, сегодня стали не просто гражданами других стран, но и оказывают серьезную квалифицированную поддержку политической и экономической системам своих новых родин.
На днях в кабинете министров Швеции прошли перестановки, в результате чего, пост министра образования страны заняла девушка, которой в этом году исполнилось всего 27 лет. Более того, для этой девушки Швеция не является исторической родиной. Она – одна из тех детей, которых родители вывезли с «горячих» Балкан 90-х годов.
Приехавшая из Боснии мусульманка Аида Хадзиалик (Aida Hadzialik) живет в Швеции с 5 лет, но ни факт нового языка, ни факт иного вероисповедания не стали препятствие для амбициозной девочки. Стоит отметить, что как и тысячи беженцев из Сирии, в свое время девочка с семьей некоторое время провела в специальных лагерях для мигрантов.
В возрасте 23 лет выпускница юридического факультета Университета Лунда Аида Хадзиалик уже стала заместителем мэра шведского города Хальмстад. Дальше Аида продолжала расти по карьерной лестнице и сегодня она – министр образования Швеции.
В 2014 году, кстати, она не смогла пробиться в парламент путем прямых выборов, однако она продолжила работу в государственной структуре, в итоге став самым молодым министром в истории Швеции.
Новоиспеченный министр Аида Хадзиалик состоит в социал-демократической партии. По её словам, курс именно этой партии превратил Швецию в открытую и развитую страну, принявшую её семью в самые тяжелые годы.
Она отметила, что стала социал-демократом из-за шведской модели благосостояния, которая дала ее семье возможность начать новую жизнь, жизнь после войны.
«В раннем возрасте Аида была очень решительной», - вспоминает местный советник, знавший Хадзиалик как молодого политика.
В 2013 году шведский финансовый журнал Veckans Affärer поместил Хадзиалик на 10-ю строчку рейтинга «101 суперталантливый житель Швеции»
Сама девушка отмечает, что её цель – доказать, что шведское образование является лучшим в мире.
«Имея за плечами опыт беженки, Хадзиалик удалось обратить свои страдания и горечь утрат, понесенных из-за войны, в источник внутренней силу и энергии. Ее карьера – живая иллюстрация высказывания философа Вилема Флюссера - «История пишется не притесняющими, а притесненными», - пишут балканские СМИ.
На вопрос, что стимулирует ее на активную карьеру, Аида Хадзиалик отвечает: «Мои родители. Они потеряли все и начали все с нуля».
«Решительная, знающая и порой чересчур требовательная» - этими тремя эпитетами девушка описывает сама себя.
Она увлекается фотографией, обожает фильм «Английский пациент» и произведения Эрнеста Хемингуэя. Из классической музыки шведский министр предпочитает Шопена, из современной – Алишу Киз.
В дополнение к шведскому языку новый министр владеет английским, боснийским, сербским и хорватским языками. Согласно резюме Хадзиалик, опубликованному официальном сайте правительства, у молодого министра есть бойфренд.
Естественно, что её назначение было с восторгом воспринято в среде мигрантов и мусульман. Последние составляют 450-500 тысяч человек из десятимиллионного населения Швеции.