Уже подзабытый на родине бывший глава «Банка Москвы» Андрей Бородин, скрывающийся от российских правоохранительных органов в Лондоне, снова стал одним из главных ньюсмейкеров этой недели.
Британская The Times со ссылкой на заявление представителя отделения Консервативной партии Джона Холсалла написала, что именно Андрей Бородин является владельцем имения Park Place с 300-летним особняком. Информация о продаже этой недвижимости появилась еще прошлым летом (EUROMAG писал об этом), но до сих пор не было известно, кто конкретно ее приобрел за 140 млн фунтов (176 млн евро – рекорд на британском рынке).
Сам Бородин, кстати, когда информация всплыла наружу, не стал опровергать ее. Но и не подтвердил. «В связи с выходом статьи в Sunday Times относительно собственности Андрея Бородина в Великобритании, г-н Бородин подтверждает, что он не комментирует детали своей частной жизни», – говорится в заявлении на официальном сайте финансиста.
Частная жизнь бывшего главы «Банка Москвы» никогда не была достоянием гласности. В основном это сухие факты биографии, распространяемые пресс-службой банка. Родился 24 мая 1967 года в Москве, закончил Московский финансовый институт (сейчас Московская финансовая академия при правительстве РФ) по специальности «Международная экономика и финансы», в 94-м пришел в московское правительство и уже спустя год возглавил только что созданный «Банк Москвы».
Детство будущего банкира прошло на востоке Москвы, где в то время жила семья. Дед Андрея служил торговым представителем СССР в Китае, отец – Фридрих Федорович – был доктором технических наук, профессором, лауреатом Госпремии. Он работал начальником научно-исследовательского отделения ЦКБ «Алмаз».
С матерью Андрея, Светланой Бородиной, Фридрих Федорович развелся, когда мальчику было всего семь лет. Говорят, что Светлана Николаевна была очень меркантильной и избалованной женщиной. Ее отец работал директором крупного гастронома в Москве, а в послевоенные годы занимался поставкой Репатриации из Германии. По словам очевидцев, в его квартире находился спальный гарнитур, принадлежащий министру иностранных дел Третьего Рейха Рибентропу.
После смерти отца в 1992 году Андрей Бородин два года судился с его второй супругой из-за двухкомнатной квартиры. Якобы, Бородин хотел получить в собственность одну комнату, но женщина сделала в квартире перепланировку, превратив изолированную комнату в смежную. В итоге Бородин суд проиграл и с тех пор предпочитал не общаться с мачехой.
Впрочем, к тому моменту Бородин уже занимался в правительстве Москвы созданием нового банка: вряд ли его сильно волновали жилищные проблемы.
Официальная биография Андрея Бородина утверждает, что в правительство Москвы 27-летний экономист попал исключительно благодаря «своему опыту международной банковской деятельности, который в то время был относительной редкостью в России и пользовался высоким спросом». После окончания института он проходил полуторагодичную стажировку в Dresdner Bank в Дортмунде (Германия), а затем во Франкфурте, где работал в департаменте финансовых учреждений.
Но есть и другая версия: якобы Юрию Лужкову «шепнули» за Бородина, и тот взял молодого финансиста на должность советника по финансовым и экономическим вопросам. Бородин быстро вошел в доверие столичного градоначальника.
Так, например, благодаря ему московский бюджет сэкономил на покупке автобусов Mercedes-Benz: посредничество Бородина привело к снижению цены машин вдвое. А пакет акций СП «Москва-McDonald’s» город продал в десять раз дороже, чем первоначально планировалось: $29 млн против ожидаемых трех. Сделку по реализации пакета организовывал Андрей Бородин.
Доказав свой профессионализм, Бородин в 1995 году получает новое задание – разработать стратегию создания нового банка, который впоследствии будет обслуживать все бюджетные и внебюджетные счета города. Такое финансовое учреждение было создано в том же году. 51% акций в нем принадлежал мэрии, а Бородин получил должность председателя правления банка. Через год он стал его президентом и вошел в совет директоров. Неофициально «Банк Москвы» называли «кошельком» московской мэрии.
За 15 лет, что Бородин руководил банком, учреждение вошло в десятку крупнейших банков России, а сам он – в список миллиардеров Forbes. В 2010 году американский журнал оценивал личное состояние Андрея Бородина почти в $1 млрд (в 2008 году - $1,7 млрд).
В том же году Бородин судился по вопросам опеки и алиментов со своей супругой Татьяной Репиной. У пары трое детей: два сына и дочь. Незадолго до отставки Юрия Лужкова Репина отсудила у Бородина 95 млн рублей, которые списали с его зарплатного счета в «Банке Москвы».
Сам Бородин обвинял бывшую супругу в том, что она нарушает условия его встреч с детьми и, якобы, деньги, которые он дал ей на ремонт квартиры, она потратила на себя. Но ни на одно из заседаний суда Бородин не явился и никого не прислал, а потому суд встал на сторону Татьяны.
К тому моменту у Бородина появились новые проблемы. В декабре 2010 года в отношении неназванных работников «Банка Москвы» было возбуждено уголовное дело по факту хищения 12,76 млрд рублей из городского бюджета. Кстати, это примерно половина той суммы, за которую Бородин купил имение в Великобритании.
В апреле 2011 года Андрей Бородин покинул Россию, а уже в следующем месяце Тверской суд Москвы объявил его в международный розыск. 21 апреля Бородин был снят с должности президента «Банка Москвы».
Сейчас Андрей Бородин проживает в Великобритании. «Пока занимаюсь устройством жизни тут, семьей, маленькой дочкой. Живется здесь спокойнее, но, как только будет возможность, я хотел бы вернуться домой и заняться любимым делом», – сказал он в одном из своих немногочисленных интервью.
«Я не хочу прощаться с Россией. Это моя Родина, страна, где я родился, вырос, добился результатов. Я православный человек и не мыслю себя в долгосрочной перспективе вне России», – добавил он.
Самое интересное в том, что некоторые эксперты заверяют, что свою недвижимость Бородин мог купить исключительно на легальные доходы. Так, например, эксперт в области зарубежной недвижимости Игорь Индриксонс, который долгое время работал в Лондоне, пояснил EUROMAG, что при покупке недвижимости на территории Великобритании, такая сделка обязательно должна регистрироваться в кадастре.
В Англии сделки с недвижимостью сопровождают два юриста – один со стороны покупателя, второй – со стороны продавца. Перед тем как совершить сделку, покупатель обязан пройти процедуру проверки, именуемую anti-money laundering (AML), то есть власти Великобритании проверяют покупателя на предмет легальности его средств.
«Только после того как потенциальный покупатель проходит такую проверку, власти Великобритании одобряют сделку по покупке недвижимости и регистрацию права собственности. В нашем случае это значит, что государство признало средства, которые расходуются на покупку особняка, легальными и полученными честным путем», – пояснил эксперт.