Российский кинематограф за всю новейшую историю своего существования вряд ли может похвастаться россыпью гениев, подаривших мировой культуре великие шедевры. Тем не менее, при всех претензиях к российскому кино, невозможно отрицать, что «корни», а значит и кинематографическая школа России досталась очень приличная.
На этой почве среди огромного числа крайне специфического продукта время от времени у нас появляются талантливые люди. Однако, нельзя сказать, что наш зритель относится к ним с особым трепетом. Более, того, эти самые таланты на родине часто остаются непризнанными.
Такой эпитет нельзя применить к герою европейского кинематографа последних лет Андрею Звягинцеву, однако сложно отрицать тот факт, что европейский зритель лучше знаком с российским талантом, чем родной зритель.
Прогремев на Венецианском кинофестивале 2003 года с фильмом «Возвращение», Андрей Петрович продолжает держать заданную планку. К полученным тогда пяти наградам, включая «Золотого льва», в 2014 он добавил еще один приз Каннского кинофестиваля.
В 2017 году Звягинцев вернулся в большое кино с фильмом «Нелюбовь». Члены жюри прошедщего на днях Лондонского международного кинофестиваля назвали ленту «очень поэтичной и красивой».
«Хотя картина концентрируется на частной истории одной семьи из России, она воспринимается как всемирная трагедия. Режиссер превратил личное в социальное и политическое заявление», — отметили судьи фестиваля.
Фильм Звягинцева был единственной российской лентой в конкурсе и получил гран-при кинофестиваля. «Нелюбовь» вышла в российский прокат 1 июня. В фильме, который рассказывает о поисках мальчика, сбежавшего из семьи из-за развода родителей, сыграли Марьяна Спивак, Алексей Розин, Матвей Новиков и Марина Васильева.
Таким образом, Андрей Звягинцев подтвердил статус самого успешного фестивального режиссера в России.
Фильм «Нелюбовь», конечно, не вызвал такого резонанса в российском обществе, как предыдущая работа режиссера, но награды его фильмы собирают регулярно. В 2014 году его сценарий к фильму «Левиафан», написанный совместно с Олегом Негиным, получил от жюри приз «Особый взгляд».
Спустя четыре года после успеха в Венеции его картина «Изгнание» была отмечена на Московском кинофестивале, а в 2011 году фильм Звягинцев «Елена» получил награду «Особый взгляд» в Каннах.
Интересно, что даже коллеги признают крайне необычный момент его карьеры – Звягинцев пользуется большим авторитетом среди коллег и популярен у европейского зрителя, однако на родине он таким статусом похвастаться не может.
«Звягинцев уже вошел в элиту мирового кинематографа. В первую очередь, именно мирового, потому что в российском кинематографе он значительно менее признан, потому что все люди, которые пользуются таким успехом, вызывают больше зависти, чем признания», - говорит член Союза кинематографистов Кирилл Разлогов.
По его мнению, секрет успеха Звягинцева в том, что «в отличие от многих остальных, он не халтурит, а работает, стремясь к совершенству».
«Он не выпускает своих фильмов до того, как сочтет их абсолютно законченными, доводит их до совершенства, не обращая внимания на разного рода замечания, которые ему делают. И он завоевал это право своим успехом», - отмечает программный директор ММКФ Кирилл Разлогов.
Интересно, что фильм «Левиафан» фактически стал дебютом в жанре, который можно назвать социальной притчей. Все предыдущие работы Звягинцева относились к семейным драмам. В «Левиафане» режиссер решил обратиться к теме взаимоотношений человека и государства.
Сам Звягинцев рассказал, что замысел картины возник у него, когда он узнал о сварщике из штата Колорадо Марвине Химейере, который в 2004 году сел на бульдозер и снес более десяти административных зданий в ответ на то, что власти не хотели считаться с его правом на владение участком земли под мастерскую.
«Первая мысль была, конечно, воссоздать эту историю ровно такой, какой она случилась в жизни, - рассказал Звягинцев в интервью BBC News. - Мало-помалу история перекочевала к нам, в Россию, поскольку лучше, чем Россию, ее язык, ее реалии, я, конечно, не знаю ничего. Я был бы там гостем, а в российской действительности - полный хозяин ситуации, достаточно вижу и могу говорить об этом. Замысел очень существенно изменился и семя этого замысла уже трудно различить».
В России ряд моментов фильма подверглись критике даже на уровне министерства культуры, однако мэтры кинематографического цеха увидели работу в её истинном ракурсе.
Интересно, что фильм в режиссерской версии не смогут показать в России, так как 5 мая был подписан закон о запрете на употребление нецензурной лексики в СМИ, киноискусстве и литературе. Запрет вступит в силу 1 июля, а прокат планировался на сентябрь.
«Я почти убежден, что картина выйдет в прокат, у меня нет никаких сомнений, - утверждает Звягинцев. - Нет ни одной видимой причины, чтобы было какое-то препятствие к выходу фильма. И очень надеюсь, что в России он будет принят широко».
Картина, по словам Звягинцева, уже приобретена для американского проката компанией Sony Classic, представители которой заявили режиссеру, что у них нет сомнений в успехе «Левиафана» на территории США.
Стоит отметить, что по режиссерским меркам Звягинцева рано причислять к «старой школе», несмотря на то, что уже 11 лет назад он взял две награды Венецианского кинофестиваля, включая главный приз. Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирска, где и окончил актёрский факультет театрального училища.
В дальнейшем переехал в Москву, где в 1990 году окончил актёрский факультет ГИТИСа. В 90-х участвовал в театральных постановках и эпизодами снимался в кино. Режиссерский дебют состоялся в 2000 году.
На данный момент режиссер не женат и все силы отдает творчеству. Со своей единственной женой он прожил 6 лет.
Его последний успех всколыхнул новую волну восхищения его работами в Старом Свете. Европейский обозреватель Оливье Литтлтон посвятил Звягинцеву отдельную заметку, поставив его в пример начинающим режиссерам.
«Звягинцев демонстрирует живой дышащий мир на экране с некоторыми сценами, доказывающими его мастерство в режиссуре», - отмечает эксперт.
«Если когда-либо и были сомнения в позиции Звягинцева, как одного из ведущих режиссеров мирового кинематографа, эта награда отмела их все. Его кино всегда было великолепно, но он никогда не затрагивал вопрос состояния своей нации так, как это сделано здесь. Именно это делает фильм «Левиафан» не только мастерским, но и чрезвычайно важным», - поясняет господин Литтлтон.