Человек недели: Джон Ноймайер

Человеком минувшей недели, по версии журнала EUROMAG, стал выдающийся хореограф Джон Ноймайер, который на днях привез на сцену Большого театра в Москве одну из самых известных трупп мира – Гамбургский балет. Выросший в США немец испытывает особо теплое отношение к России и её культуре, а возглавляемый им уже более 40 лет Гамбургский балет не раз черпал вдохновение именно в русской классике.

Традиции балетной школы сильны не только в Москве, Петербурге или Нью-Йорке. Одна из самых известных трупп мира базируется в Гамбурге. На днях Гамбургский балет прибыл в московский Большой театр, что стало, пожалуй, главным культурным событием российской столицы последних месяцев.

На исторической сцене Большого театра начались гастроли этого прославленного коллектива во главе с его бессменным руководителем, выдающимся хореографом Джоном Ноймайером, который хорошо знаком нашей публики, и с большой теплотой относится к России.

Знаменитый хореограф привез в Москву свою легендарную работу «Пер Гюнт», которую впервые представил публике 25 лет назад. Однако те, кто смогу увидеть первую версию данного творения, вряд ли смогут проникнуться ностальгией – маэстро не стоит на месте. За четверть века балет претерпел серьезные изменения.

Минимализм в декорациях, новые герои, наполовину измененная хореография, неизменна только музыка Альфреда Шнитке, которую тут называют действующим лицом, а еще главным нервом всей постановки.

«Для меня работа с Альфредом Шнитке невероятно важна. Еще в 85-м году я приезжал в Москву. Мы долго обсуждали, как будем творить вместе. Он согласился, но вскоре у него случился первый инсульт. Работа встала и продолжилась только через два года. Я думаю, его личные переживания сделали музыку еще более глубокой, его партитура была настоящей фантастикой», - говорит Джон Ноймайер.

Он помещает своего Пера Гюнта на планету теней и двойников, стирает границы между эпохами, перебрасывает персонажей из реального мира в воображаемый, и обратно. Всё, чтобы за титаническим трудом на сцене зритель видел философию.

Балет, как жизненный цикл героя: от рождения до самой смерти. Долгий путь, где зритель видит Гюнта разного. На сцене сразу несколько Перов, каждый — как воплощение одной черты характера. Но он далеко не единственный ключевой персонаж постановки.

«В Сольвейг очень много любви и теплоты», - сказала прима-балерина Гамбургского балета Анна Лаудере.

Большинство артистов Гамбургского балета не нуждаются в переводчике для общения в России, так как работа с Ноймайером многих приводит к изучению русского языка.

Сам Ноймайер не раз отмечал, что именно работа со Шнитке во многом изменила его взгляд на культуру и музыку.

«Моим главным источником вдохновения была и остается музыка. Затем идут танцоры, которые для меня являются главными инструментами. Немаловажно и то, что в моей работе отражается все, что происходит в моей жизни. Балет – это очень живое искусство, и каждый раз одно и то же произведение представляется по-разному. – говорит он. - Я снова и снова анализирую свою работу, пересматриваю ее по несколько раз. Возможно, это и есть секрет моего успеха». 

Хореограф-интеллектуал, обладатель самой большой частной коллекции, посвященной Вацлаву Нижинскому, и «Русским сезонам», в частности, Ноймайер обожает русскую культуру. Его прочтение «Чайки», по признанию критиков, является, вероятно, одним из лучших сценических воплощений этого произведения, несмотря на популистские заявления о том, что «иностранцу не понять русскую душу». Кроме того, он успел поставить на сцене «Русалочку», «Евгения Онегина» и другие произведения из русской классики.

Интересно, что руководитель Гамбургского театра и гражданин Германии Джон Ноймайер, так хорошо «понимающий русскую душу», родился и вырос в Соединенных Штатах.

Закончив университет города Маркета в штате Мичиган, он получил звание бакалавра по английской литературе и театроведению. Танцами занимался, будучи еще студентом университета, после окончания которого отправился для продолжения и завершения учебы в Королевской балетной школе Лондона, а затем и в Королевском датском балете в Копенгагене.

В 1963 году Ноймайер был приглашен Джоном Кранко в Штутгартский балет. Будучи солистом этой труппы, начал работать как балетмейстер-постановщик. В 1969—1973 годах — главный балетмейстер Франкфуртского балета (Франкфурт-на-Майне). В 1973 возглавил труппу Гамбургского балета.

С тех пор он успел поставить более 100 театральных работ.