Человек недели: Елизавета II

Больше всего ее раздражают мужские жилетки и дребезжание кубиков льда в стакане. Она любит прогулки в одиночестве и скачки, а также является эталоном вкуса в одежде и ненавидит черный цвет. Каждый британец знает все об этой маленькой и хрупкой женщине, и вот уже 60 лет со священным трепетом склоняет голову при каждом ее появлении на публике. 6 февраля вся Великобритания отмечала 60-летний юбилей правления Елизаветы II, что позволило журналу EUROMAG признать королеву Человеком недели.

21 апреля 1926 года в лондонском районе Мейфэр в резиденции графа Стратмор на Брютон-стрит, дом № 17, в семье будущего короля Великобритании Георга VI, а на тот момент принца Альберта, герцога Йоркского, и леди Елизаветы Боуз-Лайон родилась девочка, которую назвали Елизаветой Александрой Марией. Она сразу получила титул герцогини Йоркской.

Елизавета получила прекрасное домашнее образование с акцентом на гуманитарные науки. Еще в детстве большинство учителей отмечали ее поразительную способность располагать к себе людей, а также очень хорошую память и великолепное ориентирование в полученных ранее знаниях.

И уже тогда одним из главных увлечений в жизни Елизаветы стали лошади. Этому своему хобби она верна многие десятилетия.

Когда родилась Елизавета, ее дядя принц Уэльский, был еще очень молод и, конечно же, юную принцессу никто не готовил к королевской участи, так как перед ней в очереди престолонаследников находился ее отец, дядя, а также все потенциальные его потомки.

Однако Эдуард был вынужден отречься от престола спустя буквально несколько месяцев после смерти Георга V в 1936 году. Отец Елизаветы, принц Альберт, стал королем Великобритании Георгом VI, а 10-летняя Елизавета стала наследницей трона и переехала с родителями из Кенсингтона в Букингемский дворец. При этом она оставалась в роли heir presumptive («предполагаемый наследник»), так как преимущество перед ней, в случае рождения, имели все сыновья Георга VI.

Когда юной принцессе исполнилось 13 лет, началась Вторая мировая война, и уже 13 октября 1940 года она впервые выступила по радио – с обращением к детям, пострадавшим от бедствий войны.

В 1943 года состоялось ее первое самостоятельное появление на публике – визит в полк гвардейских гренадеров, а уже в 1944 году (18 лет) она стала одним из пяти «государственных советников», получив право замещать отца во время его отъездов.

В феврале 1945 года Елизавета вступила в «Вспомогательную территориальную службу» – женские отряды самообороны. После специальных курсов она стала механиком-водителем санитарного автомобиля.

В 21 год Елизавета вышла замуж за 26-летнего Филиппа Маунтбаттена – офицера британского флота, члена греческой и датской королевских семей и праправнука королевы Виктории. Официальная помолвка Филиппа и Елизаветы состоялась 10 июля 1947 года, а свадьба прошла 20 ноября того же года в Вестминстерском аббатстве. Накануне свадьбы Филипп был удостоен звания Его Высочество и в день свадьбы получил титул герцога Эдинбургского от короля Георга VI (EUROMAG писал об истории принца Филипа).

В начале февраля 1952 года принцесса Елизавета с супругом отправилась в короткий отпуск в Кению, где выполняла обязанности короля Георга VI, который в это время находился в поместье Сандрингхэм в графстве Норфолк, на востоке Англии. Он был слишком болен, чтобы путешествовать. Принцесса с мужем остановились в «гостиничном номере», расположенном на дереве в Национальном парке Абердаре, в 165 км от Найроби. Весть о смерти отца Елизавета получила уже на ферме Сагана, полученной ею на свадьбу в дар от кенийского правительства.

Британский охотник Джим Корбетт, остановившийся в том же отеле, сделал ставшую позже знаменитой запись в журнале учета посетителей: «Впервые в мировой истории девушка поднялась на дерево принцессой и, по ее словам, получив самые яркие впечатления, слезла с дерева на следующий день королевой».

А принц Филипп не раз вспоминал о том, что 25-летняя новоиспеченная королева первым делом села писать письма, извиняясь за отмену турне.

«Как трагично думать, что даже сегодня утром, когда она сидела за завтраком, говоря о своем отце, с гордостью описывая, как мужественно он борется с болезнью, как хорошо он восстанавливается, как сидит в своей желтой рубашке и коричневых брюках, – что в этот момент ее отец был уже мертв, а она унаследовала его огромную ответственность», – написал находившийся тогда в Найроби корреспондент Би-би-си Фрэнк Гиллард.

О том, что королева была готова принять власть, писали многие историки. Большинство из них считает, что Георг VI, зная о болезни, заранее подготовил все документы и передал их дочери.

«Ее личный секретарь возил с собой запечатанные конверты с проектом Декларации о наследовании. Она была готова, но это было тайной, известной всего нескольким людям», – писал автор краткой биографии королевы Роберт Лейси.

По утверждению близких к Елизавете людей, оплакивала отца она очень долго, но делала это исключительно в одиночестве. «Хотя она и не показывала это на людях, она его просто обожала. Они были очень близки. Он воспитывал ее как будущего монарха. Она читала государственные бумаги, когда еще была принцессой. Она встречалась с главами государств в неформальной обстановке», – говорит королевский историк и биограф Сара Брэдфорд.

«Нас собрали в актовом зале школы и сообщили печальную новость. Мы все чувствовали себя очень торжественно, но в то же время были взволнованы тем, что красивая молодая принцесса Елизавета становится нашей королевой», – рассказала некая Валери Лоу, которой в феврале 1952 года было 12 лет.

8 февраля в Сент-Джеймcском дворце принцесса Елизавета официально объявила себя королевой, главой Британского Содружества и защитником веры. Свидетелями акта престолонаследия стали 150 лордов Совета, представители стран Содружества, представители лондонского Сити и другие высокопоставленные лица.

«Из-за внезапной смерти моего дорогого отца я призвана взять на себя обязанности и ответственность суверена», – прочитала официальную прокламацию королева Елизавета II. «Мое сердце слишком переполнено, чтобы сказать больше, чем то, что я буду всегда работать, как работал мой отец на протяжении всего своего правления, во имя счастья и процветания моих народов, рассеянных по всему миру», – заявила 25-летняя королева.

Коронация королевы состоялась 2 июня 1953 года (ВИДЕО можно посмотреть ЗДЕСЬ). По оценкам метеорологов, в этот день с наибольшей вероятностью должно было быть солнечно, – хотя, конечно, пошел дождь.

Но в истории мировых монархий этот день запомнился не погодой, а решением молодой королевы. Елизавета II потребовала, чтобы ее коронацию транслировали по телевидению, несмотря на протесты церкви, политиков и представителей Британской элиты.

С тех пор многое в мире изменилось, но, несмотря на номинальность власти королевы, во многих странах Британского Содружества, она остается главой второго крупнейшего международного объединения. Официально Елизавета II является руководителем 53 государств с совокупным населением более 1,7 млрд человек (четверть населения земного шара).

В мае прошлого года Елизавета II обогнала Георга III по длительности царствования и вышла на второе место по этому показателю. В истории британской монархии дольше нынешней королевы правила только королева Виктория, возглавлявшая страну с 1837 по 1901 год (63 года, 7 месяцев и 3 дня).

Из ныне действующих глав государств дольше Елизаветы II правит только король Таиланда Пумипон Адульядет (с 1946 года).

Правительство Великобритании ценит осведомленность и опыт своей королевы. В условиях конституционной монархии она может высказать министрам и депутатам свое мнение, одобрить или предупредить. Несмотря на ограничения полномочий, королева может назначать премьер-министра и разрешать или запрещать роспуск парламента – политически рискованные права, которыми она никогда не пользовалась, так как большинство ограничений власти монарха в Британии держатся на взаимном уважении королевы и ее народа и не имеют юридически закрепленного статуса.

За годы пребывания на троне Елизавета II сотрудничала с двенадцатью премьер-министрами и находила общий язык с этими уникальными личностями. Первым был Уинстон Черчилль. Соотечественники назвали его самым великим британцем всех времен. А в конце 70-х к власти пришла Маргарет Тэтчер. Первая женщина-премьер прославилась своей жесткой хваткой в экономических делах, войной с Аргентиной, дружбой с Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым. Она пробыла на этом посту 11 лет.

А супруга премьера Тони Блэра Шэри стала первой столь высокопоставленной британкой, которая не приседала в реверансе перед королевой, заявив, что в современном мире это не обязательно. Однако сам премьер-министр всегда обращался к Елизавете со словами: «Покорный и смиренный слуга Вашего Величества».

Автор книги «Дома с королевой» Брайан Хои рассказал о том, что больше всего Елизавету раздражают бороды и усы, мужские жилетки, дребезжание кубиков льда в стакане (поэтому для нее замораживают шарики). Она не пристегивается в машине ремнями безопасности. Не любит отвечать на письма, но обожает вскрывать их. Не носит черное, за исключением траурных дней. Страшно нервничает во время публичных выступлений. Разгадывая кроссворды, не заглядывает в справочники, считая это жульничеством. Обожает животных, особенно лошадей, и ее главной газетой является Racing Post.

Все также знают, что королева не любит, когда нарушают ее уединение во время прогулок. Даже принц Чарльз, гостя в Сэндрингхэме, перед выходом в сад справляется у пажа о местонахождении матушки.

Внешность королевы известна всем. Подданные видят ее лицо каждый день – на банкнотах и почтовых марках. Кстати, изображение Елизаветы на фунтах менялось четыре раза (в 1963, 1970, 1971 и 1990 годах) – это делалось, чтобы «обновить королеву» в соответствии с возрастом. Поэтому трудно представить, что она пройдет неузнанной по улице, – как ее шведская коллега, которая гуляла по Лондону с запиской в сумочке «Я – королева Швеции», на всякий случай.

Во время похорон принцессы Дианы популярность королевы впервые пошатнулась, но ее стойкость была вознаграждена восторгами в 2002 году, на праздновании золотого юбилея коронации. Даже после обнародования внутрисемейных скандалов ей удалось сохранить веру британцев в особое предназначение монархической фамилии.

Народ прощает монарху что угодно, кроме слабости. Королева это знает.