Свое заявление об отречении от всего богатства, которое оценивается в 3,5 млрд евро, 18-я герцогиня Альба опубликовала в испанском журнале Hola. В нем герцогиня сообщила, что свадьба состоится в начале октября и будет закрытым мероприятием, на которое пригласят только самых близких родственников герцогини.
Избранник 85-летней Каэтаны де Альбы – владелец небольшой рекламной компании с многозначительным именем Альфонсо, который моложе невесты на 24 года. Но, судя по всему, у «молодых» действительно любовь. Дело в том, что, когда в конце 70-х Альба сочеталась своим вторым браком с неким Хесусом Агирре, который был моложе ее на восемь лет, его обвиняли в корыстных целях. А так как принадлежащее Альбе имущество составляет значительную часть наследия Испании, ей запретили вступать в неравный брак без согласия всех ее многочисленных родственников. Сейчас против Альфонсо выступают трое из шести детей герцогини.
В 2008 году Альба даже просила специальной аудиенции у короля Испании, от которого она требовала отменить «несправедливое правило», в противном случае пригрозила Страсбургским судом. Но запрет не сняли, и Альба отказалась от всего своего состояния ради возможности быть с любимым.
«Альфонсо не нужна даже часть моего богатства. Все, что нужно, – я», – заявила 85-летняя герцогиня, объявляя о помолвке.
Каэтана де Альба, полное имя которой Мария дель Росарио Каэтана Альфонса Виктория Евгения Франциска Фитц-Джеймс Стюарт-и-Сильва, родилась 28 марта 1926 года в мадридском дворце Лирия на улице Принцессы. Это здание было разрушено в 1936 году немецкими самолетами легиона «Кондор», но затем восстановлено в 1956 году.
Крестными родителями Каэтаны стали король Испании Альфонсо XIII и королева Виктория Евгения. Мать герцогини умерла от туберкулеза, когда Каэтане было семь лет. Ее отец, Якобо Фитц-Джеймс Стюарт и Фалько, был образованнейшим человеком своего времени. Личный друг британского премьера Уинстона Черчилля и короля Альфонсо XIII, Якобо был министром образования, затем доверенным лицом генерала Франко в Лондоне, а после войны занял пост посла Испании в Великобритании.
Сейчас герцогиня Альба является обладательницей самого большого числа титулов в мире. У нее семь герцогских титулов, 22 графских и 24 титула маркизы. Но ей больше всего нравится только один титул – герцогиня де Монторо, в основном им она представлялась до своего первого замужества. «Когда мне было 17 лет и меня представили обществу, мой папа спросил меня – какой титул я бы предпочла? И я выбрала этот, потому что это был андалусский титул», – говорит она.
Членам ее дома, имеющего 539-летнюю историю, позволяется не склонять колено перед папой римским и въезжать верхом в Севильский собор. Благодаря своей семье Альба знакома с сотнями самых знаменитых людей планеты, а своей лучшей подругой считает «Лизи» – остальному миру подруга герцогини известна как британская королева Елизавета II.
По признанию самой Альбы, из всех великих наибольшее впечатление на нее произвели папа римский Пий XII, с которым она познакомилась «на аудиенции в Ватикане с отцом, когда была ребенком», и Уинстон Черчилль. «Мой отец дружил с ним, и я часто обедала в его доме, прямо рядом с ним. И я так боялась, такое он на меня впечатление производил, что не могла сказать ни слова, просто слушала и смотрела. Меня поражал тот факт, что, когда он входил в зал или комнату, вся семья вставала, как будто бы он был человеком с другой планеты», – рассказала в одном из интервью герцогиня.
С самого детства Каэтане прививалась любовь к культуре и традициям ее родной Андалусии. До сих пор считается, что танец фламенко никто не сможет станцевать лучше, чем она. В этом году Ассоциация дизайнеров моды и фламенко Андалусии наградила ее премией Mof & Art за вклад в популяризацию платьев фламенко и преданность андалусским традициям.
Эта женщина с лицом клоуна, испорченным скальпелем пластических хирургов, искусство которых было не на высоте в 60-е годы, просто обожаема испанцами. Все свои 85 лет жизни она прожила так, как нравилось ей, а не обязывал этикет и титулы.
Более того, она единственная испанка, кому при жизни поставили памятник, – в ее любимой Севилье стоит ее бронзовая статуя в полный рост работы Себастьяна Карлоса Калеро. На церемонии открытия присутствовали бывший и новоизбранный мэр Севильи. «Севилья для меня как большая семья, которую я люблю и многим обязана; несомненно, это самый чудесный город в мире», – сказала герцогиня, благодаря горожан за такую честь.
Впрочем, фламенко и коррида не единственная страсть герцогини. Она свободно владеет английским, французским и немецким языками. Неотъемлемой частью ее воспитания также стали теннис, горные лыжи и конный спорт.
Первый раз замуж Каэтана вышла в 19 лет – ее мужем стал Луис Мартинес де Ирухо-и-Артаскос, сын князя де Сотомайора. Венчание состоялось в соборе Севильи в присутствии 2000 приглашенных, и тогда французский журнал признал церемонию самой дорогой свадьбой мира (это было в 1947 году).
Медовый месяц молодых продлился полгода, за которые они объездили всю Европу, а также Северную и Центральную Америку. Как раз в те годы Пабло Пикассо предложил запечатлеть ее одетой и обнаженной как Маху ХХ века. Каэтана была согласна, но муж был категорически против.
В 1972 году герцогиня овдовела – ее муж умер от белокровия. Но уже спустя шесть лет она вышла замуж за Хесуса Агирре, генерального директора департамента музыки Министерства культуры Испании, который был моложе ее на восемь лет. Тот брак подвергся общественной критике: Хесуса обвиняли в корыстных целях. Но Каэтана заверяла, что счастлива с ним, и его смерть в 2001 году стала для нее тяжелым ударом. Тогда же ей запретили вступать в брак без согласия родственников.
У герцогини шестеро детей: пять сыновей – Карлос, Альфонсо, Якобо, Фернандо и Каэтано, а также дочь Евгения. Все они родились в первом браке. Кстати, однажды герцогиня призналась, что сделала два аборта. Говорят, что именно старшие сыновья сейчас выступают против ее брака с Альфонсо Диесом. С ним герцогиня встречается уже больше трех лет, и ее планы сочетаться с ним браком вызвали волну слухов и сплетен по всей Испании.
Говорят, что в дело пришлось вмешаться самой королеве, чтобы утихомирить настоящую войну, разразившуюся между детьми и невестой, и постараться остудить пыл к свадьбе знаменитой графини. Но дама упорна, и вовсе не собирается менять свои планы.
Журналист газеты El País, например, заявил, что якобы видел медицинский отчет, показывающий, что у графини может быть слабоумие. Никто не сомневается, что смерть Каэтаны может привести к крупнейшей драке за одно из самых богатых и культурно важных наследий государства.
Но теперь Альфонсо не будет иметь права претендовать ни на один цент из богатства герцогини. Чтобы преодолеть противодействие родственников и успокоить власти Испании, она отдает детям все свое имущество: несколько объектов элитной недвижимости и огромную коллекцию предметов искусства, среди которых работы Гойи, Веласкеса и Тициана. В коллекции находится также первое издание «Дон Кихота» Сервантеса, составленная Колумбом первая карта Америки и подлинник завещания Фердинанда Арагонского.
Кроме этого, жених Альфонсо Диес Карабантес подписал отказ от возможных претензий на имущество любимой. Старший сын герцогини Карлос получит во владение знаменитый дворец Лирия в центре Мадрида и дворец Монтеррей в Саламанке. Единственная дочь герцогини Евгения наследует особняк на Ибице и 2500 кв. м земли близ Севильи. Каждый из полутора десятка ее детей и внуков получит от нее по особняку. Но большая часть родового наследства герцогов де Альба будет управляться специальным фондом и не может быть продана, так как является национальным достоянием Испании.
Личное же состояние герцогини, оцениваемое от 600 млн евро до 3,5 млрд евро, будет поделено между ее шестью детьми и восемью внуками.
«Каждая великая любовная история должна заканчиваться свадьбой», – сказала герцогиня в мае, когда позировала в саду одного из своих дворцов для журнала Vanity Fair. «Деньги много для меня не значат, страсть жить мне более важна. Я хочу сочетаться браком с Альфонсо, чтобы мои дети после моей смерти не смогли прогнать его от ложи смерти».