Британский драматург и сценарист Питер Морган, автор сценариев фильма «Королева» и сериала «Корона», в 2013 году написал пьесу «Аудиенция». Премьера состоялась в Лондоне в театре «Гилгуд», а главную роль исполнила Хелен Миррен, английская актриса с русскими корнями.
В пьесе показаны встречи королевы Елизаветы II с двенадцатью премьер-министрами Великобритании — от Уинстона Черчилля до Дэвида Кэмерона, для каждого из которых на протяжении 60 лет правления королева давала аудиенции в Букингемском дворце.
Морган согласился на постановку пьесы на российской сцене только после того, как побывал в Москве и увидел Инну Чурикову в спектакле Глеба Панфилова. «Инна – моя английская королева!» – воскликнул Морган и тут же, еще находясь в Москве, вместе с Глебом Панфиловым сел за адаптацию пьесы, заострив внимание на событиях, связанных с Россией. Интересный факт, что в спектакле и оригинальном сценарии пьесы упоминается Royal Salute – единственный виски в мире, для купажирования которого используют спирты, выдержанные в бочках не менее 21 года. Созданный 2 июня 1953 года по случаю коронации Елизаветы II, он появляется и на сцене Театра Наций.
— Я много сейчас читаю о ней (о королеве), — рассказала Инна Чурикова журналу Tatler. — Девочкой она была очень веселой, озорной, смешливой, шаловливой. В тринадцать лет влюбилась в человека, который был старше нее, и эта любовь продолжается почти восемьдесят лет. Я читала, как они с мужем молодыми проводили время на Мальте — праздновали жизнь. Смерть любимого отца стала неожиданностью для нее. Так закончились ее прекрасное, чудное детство и юность. А потом была коронация — и она обручилась с Англией. В нашей пьесе есть такая реплика: «Самым главным было для меня не замужество, не материнство, а тот день, когда я стала помазанником Бога». Ей пришлось научиться скрывать свои чувства, в своих переживаниях она могла признаться только самой себе. Посмотрите, например, как они появляются с мужем на публике: она идет первая, а он на несколько шагов позади. И всегда она одна. Она хотела, но не могла дать детям фамилию отца. Черчилль был категорически против, а она не могла его переубедить. Я чувствую трагизм ее существования. При этом она очень земная, демократичная. Когда гостит в своем замке Балморал в Шотландии, любит сама помыть посуду, приготовить что-нибудь. Я все это тоже люблю. Когда мою посуду, мою так, чтобы она блестела.
Елизавета II — не первая «королевская» роль Чуриковой. Седьмой год она играет в ленкомовском в спектакле «Аквитанская львица» Алиенору — английскую королеву, жену Генриха II. Интересно, что и биографический фильм, снятый в 2013 году Андреем Луковым и приуроченный к 70-летию актрисы, называется «Не принцесса! Королевна!», и это отсылка к Марфушеньке-душеньке из «Морозко».
Чурикова росла в атмосфере, далекой от театра и кино. Отец работал в Сельскохозяйственной академии, мать — доктор биологических наук. Однако мечта о театре, как это обычно бывает, появилась у Чуриковой еще в детстве. Так она оказалась в студии при студию при драматическом театре Станиславского. В МХАТ и Щукинское училище будущая актриса не поступила и в итоге оказалась в Щепке, на курсе В. Цыганкова. Известной Чурикова стала еще в студенческие годы — благодаря вышеупомянутой роли Марфушеньки-душеньки в фильме Алексанра Роу «Морозко».
— В съемочную группу я попала случайно. На тот момент я училась в Театральном училище имени М. С. Щепкина. У нас была очень хорошая девочка, талантливая актриса Тамара Носова, которую Роу изначально хотел взять на роль Марфушки. Но однажды в коридорах института мы столкнулись с ассистентом режиссера, она-то меня ему и посоветовала. На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. Потом, помню, со мной случился казус: зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове, под Мурманском. Было очень холодно. И, когда я сидела под ёлкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему, потому что наш оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию… Когда я пришла на озвучку фильма и впервые увидела себя на экране, то расплакалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьёз подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино, — вспоминала об этой роли актриса.
Первым театром Чуриковой был театр юного зрителя, затем — знаменитый «Ленком», где Чурикова служит до сих пор.
Актриса понравилась зрителями не только театральными, но и киноролями. Судьбу Чуриковой изменила встреча с режиссером Глебом Панфиловым, который увидел ее еще на сцене ТЮЗа.
У Панфилова Чурикова сыграла в фильмах «В огне брода нет», «Тема», «Васса», «Мать» и многих других, однако союз оказался не только творческим. Панфилов и Чурикова поженились, у них появился сын Иван. Также у режиссера есть сын от первого брака — Анатолий, который работает художником-постановщиком. Автором идеи поставить «Аудиенцию» в Москве стал Иван, он же выступил продюсером спектакля.
Сразу же после премьеры критики отметили блистательную игру Чуриковой. Сама же актриса, как пишут СМИ, пожаловалась на плохое самочувствие. Перед спектаклем пришлось вызвать скорую, но все обошлось.
Чурикова говорит, что не может отказать тем режиссерам, которых уважает. Что касается «Аудиенции», то не только Питер Морган проникся талантом Чуриковой, но и она сама, увидев пьесу в Лондоне, полюбила ее с первого взгляда.