Уже неделю Франческо Скеттино главный злодей и трус Италии. Он покинул тонущий корабль и отказался возвращаться на борт, с которого пассажиры в панике прыгали в ледяную воду, наверняка вспоминая сцены фильма «Титаник».
Аналогий у Costa Concordia с «Титаником» и без этого хватает: оба корабля получили пробоины, оба затонули 14-го числа (с разницей в 99 лет и 8 месяцев). Кстати, на борту Costa Concordia был и потомок пассажира с «Титаника». Правда, в отличие от своего прадеда, утонувшего в Атлантике в 1912 году, 30-летняя Валентина Капуано в 2012-м спаслась.
Год назад в порту Барселоны именно на Costa Concordia по заказу испанской газеты El Mundo в преддверии столетия крушения «Титаника» проходила рекламная съемка. В ней герои использовали образы Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет из знаменитого фильма Джейса Кэмерона.
Но, в отличие от капитана «Титаника» Эдварда Смита, погибшего вместе с кораблем, Франческо Скеттино одним из первых покинул тонущий Costa Concordia и спасся.
«Я не хотел бы быть у руля «Титаника», – год назад заявил он в разговоре с чешским корреспондентом журнала Dnes, который плавал на Costa Concordia.
Капитан даже не допускал возможность повторения катастрофы столетней давности в XXI веке: «В наши дни все намного безопаснее: управлять кораблем сейчас легче благодаря новым технологиям на борту и Интернету».
С морем была связана вся жизнь капитана Concordia. Франческо Скеттино родился 52 года назад в итальянском городе Кастелламмаре-ди-Стабия, что недалеко от Неаполя. Но в детстве вместе с родителями переехал в Мета-ди-Сорренто, где до сих пор и живут его родные.
Члены семьи его матери на протяжении поколений были судовладельцами. Моряками были его дед и отец. Профессиональным моряком стал и его старший брат Сальваторе.
«Франческо обожает море», – рассказывала неаполитанской газете Il Mattino сестра капитана Джулия. Он закончил мореходное училище в Пьяно-ди-Сорренто и до прихода в Costa Crociere в 2002 году работал в таких круизных компаниях, как Tirrenia, Agip Petroli, Carnival.
В Costa четыре года Франческо служил помощником капитана, пока в 2006-м ему не доверили управление Costa Concordia. В его родном городке Мета-ди-Сорренто тогда заявили: «Франческо лучше нас всех, он умеет делать карьеру».
46-летний Скеттино принял Costa Concordia, в то время крупнейший круизный лайнер в Европе, спустя всего несколько месяцев после спуска его на воду на верфях в Генуе. Красавец-корабль был мечтой любого капитана дальнего плавания (ВИДЕО о лайнере можно посмотреть ЗДЕСЬ).
«Его [Скеттино] карьера шла в гору», – говорит председатель совета директоров Costa Crociere Пьерлуиджи Фоски. «У него были все необходимые качества, чтобы принять на себя командование лайнером типа Concordia», – заверяет он.
Но на церемонии передачи корабля круизной компании случился конфуз – традиционная бутылка шампанского не разбилась о борт. Руководство Costa Crociere обратило инцидент в шутку, посоветовав избавляться от суеверий.
Первая неудача Costa Concordia не заставила себя ждать – в 2008 году корабль врезался в пирс в Неаполе и повредил носовую часть. Судя по всему, Франческо Скеттино этот инцидент сошел с рук, так как он продолжал руководить кораблем.
По словам Пьерлуиджи Фоски, Франческо Скеттино прошел все этапы обязательной стажировки, как и все другие капитаны компании. Каждые два года он проходил полное медицинское обследование на предмет психофизического соответствия выполняемой работе.
«Профессия моряка сегодня сильно отличается от того, что было сто лет назад», – говорит капитан Скеттино. «Сегодня все более безопаснее благодаря новым технологиям в навигации. Фактически, мы должны просто обходить бури и шторма», – поясняет он.
В плаванье рабочий день Франческо Скеттино начинался между пятью и шестью часами утра. «Но если погода плохая, капитан не ложится вовсе – он постоянно находится на мостике на 9-й палубе», – описывает работу Скеттино чешский корреспондент.
Каюта капитана Concordia расположена рядом с мостиком. «Она больше напоминает офис генерального директора. Отличие лишь в том, что капитан в окно видит не центр города, а бескрайнее море. На столе развернуты карты, есть глобусы, компас – все, как мы видели в фильмах про пиратов. Выделяются из этого лишь компьютер, принтер и радио».
Скеттино большой фанат футбола – на стене его каюты висели флаги итальянских клубов, а также фото жены и детей, которых он видит лишь пять месяцев в году.
«Безопасность пассажиров превыше всего», – сказал Скеттино, рассказав историю, как пассажиры потребовали от него зайти в порт Касабланки (Марокко). Там долго шли проливные дожди и улицы города затопило. Тогда капитан сообщил, что вместо Марокко корабль сделает остановку на Лансероте (Канарские острова).
«Почему мы не можем зайти в другой марокканский порт?» – возмущались пассажиры. «Другие порты Марокко не смогут принять такой гигантский лайнер», – терпеливо объяснял капитан.
Капитана сгубило хвастовство. Прокуратура признала, что Франческо Скеттино, когда проплывал вдоль побережья Тосканы, всегда подходил близко к островам, чтобы поприветствовать гудком своего друга – отставного капитана, живущему в этих местах.
«Мне нравятся моменты, когда случается что-то неожиданное, когда можно немного отклониться от стандартных процедур», – признавался Скеттино.
13 января 2012 года Costa Concordia около берегов Тосканы слишком сильно отклонился от курса, близко подошел к острову и налетел на подводные скалы.
Пассажиры утверждают, что в этот момент капитан пил вино с какой-то блондинкой. Ею оказалась 25-летняя уроженка Молдавии Домника Чемортан. В четверг в интервью молдавской газете Adevarul («Правда») она призналась, что была на мостике вместе с капитаном.
Судя по всему, после столкновения Скеттино не взял свою спутницу в шлюпку, на которой сбежал с тонущего корабля. «Я помогала русскоязычным пассажирам спасаться», – заверяет девушка. В это время капитан уже плавал вокруг тонущего Costa Concordia.
«Нет, я не на борту, потому что лайнер погружается в воду. Мы его покинули», – говорил Скеттино по телефону начальнику порта Ливорно Грегорио Де Фалько. «Что это значит? Вы покинули корабль?», – уточняет у капитана Де Фалько и несколько раз грубо приказывает вернуться на борт.
Обнародованная газетой La Repubblica запись этого разговора стала хитом недели в Италии. Неравнодушной осталась даже итальянская мода – самый ходовой товар в стране сейчас майки с цитатой: «Вернись на корабль, б…». А в Интернете капитан стал объектом для критики и шуток.
Близкие капитана скрываются от журналистов. Но среди населения городка, где вырос Франческо, преобладает чувство сострадания к нему.
«Он осознает все то, что произошло, – рассказывает один из его близких. – Он говорит своей семье: «Я не сдаюсь и не сдамся». Он хочет доказать всем, что он настоящий капитан».
В разговоре с друзьями Скеттино признал, что совершил ошибку, но, по его словам, он не бежал с корабля. В этом уверен и родственник его жены Маурилио Руссо: «Он сошел с корабля, чтобы оценить ущерб, а не бежал с него». Руссо считает, что капитан предотвратил трагедию, все могло кончиться гораздо хуже.
«Скеттино – достойнейший человек. Все его обвинили, но никто не упоминает о том, что он спас 4 200 пассажиров», – говорит сосед капитана Джузеппе Тито.
Другие жители городка полагают, что часть вины должна взять на себя компания Costa Crociere, поскольку она тоже несет ответственность за трагедию.
В родных краях Скеттино есть поговорка: «Кто ходит в море – управляет кораблем, кто остается на земле – судит». Друг и коллега Скеттино Франческо Амато, сам командир корабля вот уже 12 лет, говорит, что такое могло случиться с любым. «Я знаю его очень давно, он умный, квалифицированный, способный человек. Он всегда был лучшим из всех нас. Возможно, он совершил ошибку в оценке расстояния».
О скандальном разговоре между Скеттино и начальником порта Де Фалько Амато отзывается так: «Я был огорчен, услышав его, но думаю, что Скеттино находился в шоковом состоянии».
Но и сторонников у капитана хватает. Страница на Facebook, созданная в его поддержку, набрала тысячи поклонников. «Крепись, Капитан», – пишет, например, Анжела Патричиелло. «Я пересекла с ним Атлантику», – дополняет девушка.
Сразу после трагедии Франческо Скеттино был арестован полицией. Во вторник судья выпустила его под домашний арест. По совокупности обвинений капитану грозит 12 лет тюрьмы.
В четверг вечером компания Costa Crociere отстранила Франческо Скеттино от должности капитана круизного корабля.
На данный момент в катастрофе Costa Concordia из 4229 человек погибшими считаются 11. Более 20 пассажиров и членов экипажа до сих пор числятся пропавшими без вести.