В нашумевшей истории с находкой, сделанной немецкой полицией в Мюнхене, появились неожиданные обстоятельства. Коллекция из сотен шедевров мирового искусства, которые были вывезены нацистами из разных уголков Европы, изъята с целью поиска владельцев, несмотря на протесты «хранителя».
Просто так Корнелиус Гурлитт сдаваться не собирается. Он потребовал свою коллекцию обратно, угрожая подать в суд на действия полиции. Как сообщает издание Spiegel, сотрудники которого выследили восьмидесятилетнего мужчину и расспросили его в поезде во время визита к врачу, он уклоняется от разговора с властями.
«Я не буду с ними разговаривать, - цитирует журнал Гурлитта-младшего, - и добровольно я ничего им не отдам, нет. У прокураторы достаточно доказательств моей невиновности».
Немецкий журнал описывает Гурлитта как очень старого мужчину со слезящимися глазами, чей врач советует ему переехать в дом престарелых. По словам корреспондентов, голос Гурлитта тихий, куртка висит на плечах, хроническая травма ноги требует постоянного ухода, однако единственное, в чем он непреклонен – отдавать коллекцию государству Гурлитт не собирается.
По словам журналистов, общавшихся с ним после истории с обнаружением картин, публичная травля очень сильно сказалась на этом человека. У него отобрали более тысячи картин, с которыми он жил всю жизнь, а потом начались потоки обвинений со всех сторон, вынудившие Гурлитта скрыться.
Гурлитт подозревается в возможном уклонении от налогов и присвоении объектов культуры. Это дало старт двум процессам, которые с тех пор ведутся параллельно и публично: одному исторически-моральному, в котором речь идет о том, какая вина лежит на национал-социалистском антикваре Хильдебранде Гурлитте и его сыне Корнелиусе. Второй вопрос юридический: какие доказательства есть у Аугсбургской прокуратуры против Корнелиуса Гурлитта? И обязан ли он возвращать наследникам 590 работ, которые считаются украденными?
Однако, именно в Германии – в противоположность Франции, Нидерландам и Австрии – даже в случае с нацистскими грабежами очень жестко придерживаются сроков исковой давности. А они составляют тридцать лет. Судя по всему, Корнелиус Гурлитт получил коллекцию в 1967 году, когда умерла его мать Хелена. А значит, исковый срок этих работ истек уже в конце девяностых.
Именно поэтому ряд специалистов спустя некоторое время обратили внимание на то, что насильственное изъятие коллекции является противозаконным. Сам этот факт означает, что никакого принудительного возврата картин быть не может, что выставляет Германию в довольно странном свете. С другой стороны, изъятие уже произошло, и это было сделано незаконно – что, в свою очередь, выставляет в еще более неприятном свете немецкое государство и полицию.
Правовые основания конфискации оспариваются юристами, особенно публичное выставление 590 подозрительных картин в базу данных Lostart.
Остается вопрос возможного налогового уклонения: прокуратора еще не предъявила обвинение Корнелиусу Гурлитту.
«Что за государство публикует сведения о моей частной собственности?», - спрашивает Гурлитт.
И этот вопрос он задает по праву. Следующим шагом канцлерство и баварская юстиция хотят заставить Гурлита передать произведения искусства государству. «Доверенное лицо» собирается обратиться к Гурлитту. На самом же деле, Гурлитт сейчас именно тот единственный человек, который может спасти честь правового государства Германия, если пойдет на передачу картин добровольно, однако в сложившейся ситуации, когда власти абсолютно бесцеремонно, нарушив целый ряд законов и прав, ворвались в его жизнь, далеко не факт, что этот пожилой мужчина захочет спасать честь страны.
Годами Корнелиус Гурлитт жил, полностью замкнувшись в собственном мире, окруженный произведениями Пабло Пикассо, Марка Шагала, Макса Бекмана и Анри Матисса – пока вдруг не пришли спецслужбы и все не забрали.
«Я ничего в жизни не любил больше, чем мои картины, - заявил Гурлитт. - Я же не Борис Бекер, что эти люди хотят от меня? Я тихий человек, я просто хотел жить рядом со своими картинами».
Он даже говорил со своими картинками, они были его друзьями, которых у него не было в жизни. Именно поэтому он хотел обязательно сохранить их.
Корнелиус Гурлитт 50 лет назад прекратил смотреть телевизор, никогда не пользовался интернетом. Комнаты в отеле он бронировал письмом, написанным на печатной машинке и подписанным пером, месяцами заранее. С просьбой заказать такси, которое его заберет.
У него нет пенсии, он никогда не имел медицинского страхового полиса – свои визиты к врачу Гурлитт, у которого больное сердце, всегда оплачивал наличными. Свой немецкий паспорт он всегда продлевал в консульстве в Зальцбурге, два года назад срок его действия истек. Кроме того, он никогда еще не совершал ничего противозаконного.
«Если бы я был виновен, они бы забрали меня в тюрьму», - отметил Гурлитт.
Он не понимает, почему прокуратура, которая запустила против него процессы об уклонении от налогов и присвоении объектов культуры, так суетится из-за его картин. 1406 произведений искусства, которые были конфискованы в его мюнхенской квартире, его отец получил законным путем.
Он помогал своему отцу уже тогда, в Дрездене, когда они спасали произведения искусства от русских. Многие считают, что люди должны быть благодарны ему.
«Мой отец знал, что русские приближаются, и знал, что с уровнем познания солдат в искусстве дела обстоят не важно, поэтому шансов на сохранение у этих шедевров было мало», - рассказал он.
«Картины сейчас в каком-то подвале, а я один. Почему они не оставили их здесь и не забирают только те, которые хотят проверить? Здесь не было бы так пусто. И вообще, они могли бы подождать с картинами, пока я не умер», - сетует пожилой немец.
Тем временем, прокуратура Аугсбурга решила, что более 400 картин должны быть как можно скорее возвращены Корнелиусу Гурлитту. Дело в том, что эксперты установили, что как минимум по четырем сотням картин прокуратура не межет предъявить Гурлитту никаких обвинений, а вот он вполне может подать в суд за безосновательное их изъятие.
Речь идет о произведениях искусства, точно не являющихся объектами нацистского военного грабежа и «без сомнения находящихся во владении обвиняемого».
Прокурор потребовал от задействованной службы Task Force выслать ему соответствующую информацию о происхождении работ.
По существующим данным, экспертам предстоит проверить примерно 970 работ из 1400.
Между тем, журнал Focus сообщает, что сотрудники канцлерства и баварской юстиции хотят предложить Гурлитту добровольно передать картины государству. Взамен они обещают приостановить налоговые расследования прокуратуры Аугсбурга против Гурлитта.
Однако ряд юристов уже заявили, что, если Гурлитт откажется от такой сделки, то шансов у прокуратуры немного. Во-первых, при должном подходе, прокурорам еще много лет придется доказывать обоснованность своих действий, так как им самим стоит опасаться попасть под суд. А во-вторых, Гурлитту уже довольно много лет.
Корнелиус Гурлитт родился 28 декабря 1932 года в семье немецких интеллигентов. Его дед-тёзка написал около 100 книг по истории искусства, а двоюродный прадед-тёзка был композитором. В числе его родственников был коллекционер Вольфганг Гурлитт, композитор Манфред Гурлитт и другие видные деятели искусства.
Его отец Хильдебрадт Гурлитт был арт-дилером, с 1920-х годов собиравший произведения модернистов, многие из которых нацистами были признаны «дегенеративным искусством» и подлежали уничтожению, либо продаже на Запад. Имея еврейскую кровь, его отец во время Третьего рейха был поражен в правах, однако Геббельс использовал его в качестве посредника при продаже произведений искусства за границу — причем он был одним из 4 арт-дилеров, через которых шли продажи модернистского искусства, конфискованного из немецких музеев и участвовал в формировании гитлеровского музея в Линце.
После войны Хильдебранд Гурлитт сумел убедить союзников, что его коллекция погибла при бомбежке в Дрездене, и что сам он подвергался гонениям со стороны нацистов. Американское спецподразделение Monuments Men, помогавшее в годы войны разыскивать и возвращать похищенные нацистами произведения искусства, вступало в контакт с дилером Хильдебрантом Гурлиттом.
В ходе поисков к ним в руки попало свыше ста произведений, владельцем которых числился арт-дилер Хильдебрант Гурлитт. И он убедил их, что является их полноправным собственником, и работы были ему возвращены. Теперь же установлено, что как минимум восемь из этих работ были конфискованы нацистами.
Отец Корнелиуса погиб в автокатастрофе в 1956 году. Хранившаяся в тайне коллекция перешла к его супруге, а после ее смерти — к сыну Корнелиусу.
Семья коллекционера не знала об этих работах, всю свою жизнь он прожил как отшельник и не пускал в дом даже ближайшую родню. По словам Эккехарта Гурлитта — кузена коллекционера, Корнелиус неоднократно говорил, что знает, где находится Янтарная комната.