Личность ирландского бизнесмена, генерального директора авиакомпании Ryanair, уже давно обросла сплетнями и слухами благодаря его эпатажным выходкам и острым заявлениям. Менее месяца назад этот экстравагантный миллиардер на возмущение британки, которую обязали оплатить 300 евро за распечатку шести посадочных талонов в аэропорту, назвал идиотами тех пассажиров, которые попадаются на подобные «дополнительные услуги» авиакомпании Ryanair.
На этой неделе сам Майкл О'Лири дал интервью британским СМИ, в котором пожаловался на багажную политику своей авиакомпании.
«Естественно, я летаю Ryanair, но мне дорого обходится перевозка дополнительного багажа», – заявил О'Лири, отметив при этом, что летает в отпуск только из-за заявлений жены и четверых детей, которых якобы травмирует отсутствие семейного отдыха.
«Я пытаюсь объяснить, что наличие меня в течение двух недель травмирует их еще больше, но это не всегда помогает», – пояснил он.
При этом О'Лири в очередной раз пожаловался на то, что его недооценивают. «Мне платят в 20 раз больше, чем среднестатистическому работнику, но я думаю, что эта разница должна быть больше, так как я работаю, наверное, в 50 раз больше, – приводит The Telegraph слова директора Ryanair. – Мне заплатили 1,2 млн евро в прошлом году за перевозку 80 млн пассажиров. Босс Aer Lingus Кристоф Мюллер получил 1,3 млн евро за перевозку девяти млн пассажиров».
Майкл О'Лири постоянно шокирует публику и журналистов нецензурной бранью на телевидении и пресс-конференциях, однако, несмотря на то, что многие считают его ненормальным, все признают его талант, благодаря которому он смог из маленькой частной авиакомпании создать крупнейший в Европе бюджетный авиабренд.
Майкл О'Лири родился и вырос в ирландском городе Маллингар 20 марта 1961 года. Отец Майкла, хоть и не слишком преуспел в бизнесе, никогда не жалел средств на образование своих шестерых детей. Майкл учился в одном из лучших частных колледжей в Ирландии Clongowes Wood College, хотя, по его собственным словам, частенько испытывал нехватку денег. «Отец обычно открывал фирмы, которые приносили хорошую прибыль в течение первых нескольких лет, но потом банкротились, – вспоминает Майкл. – Когда это происходило, мы продавали свой дом, а когда вновь появлялись деньги, мы покупали новый».
После работы в крупной аудиторской компании Stokes Kennedy Crowley он отправился в «свободное плавание» и открыл несколько газетных киосков в Дублине, на которых быстро нажил неплохое состояние. Уже тогда он прославился своими необычными решениями. Нарушив все традиции и трудовое законодательство, молодой предприниматель отказался устроить рождественский выходной в своей лавке, открыл ее ранним утром и повысил стоимость некоторых товаров в три раза. В итоге к концу дня он сделал выручку, в 14 раз превышающую обычную, ведь все остальные магазины в этот день были закрыты.
В 1987 году его знакомый по работе в Stokes Kennedy Crowley Тони Райан пригласил О’Лири на должность финансового и налогового консультанта в свою частную авиакомпанию Ryanair, которая несла тогда серьезные финансовые потери, поскольку не могла конкурировать с крупнейшими национальными перевозчиками Britsh Airways и Aer Lingus, получавшими государственную поддержку.
Первое предложение нового консультанта повергла руководство в шок. Он заявил, что проще открыть новую компанию, а эту просто закрыть, но Райан настоял на сохранении авиаперевозчика. На это О’Лири потребовал определенной свободы действий, так как, по его мнению, сохранить бизнес в занимаемой им нише было невозможно.
Получив карт-бланш, он взял за основу модель успешно развивавшейся в США авиакомпании Southwest Airline, которая делала ставку на низкую цену билетов. Он отправился в США для обмена опытом и после возвращения был назначен заместителем генерального директора Ryanair, объявив новый девиз авиакомпании «пока другие авиалинии думают, как поднять цены, мы решаем, как нам сделать билеты бесплатными». О’Лири провел коренную реструктуризацию авиакомпании, резко сократившую ее расходы и переведя флот на один тип самолета, отказавшись от 14 убыточных маршрутов и оставив лишь 5 перспективных, снизив тарифы. Уже через год компания получила первую прибыль, а через два года достигла роста пассажиропотока на 30% в год, что вскоре обеспечило О'Лири место генерального директора.
До 1989 года Ryanair перевозила 82 000 пассажиров в год, к 2010 году Ryanair достигла показателя 73,5 млн пассажиров год.
За это время генеральный директор авиакомпании не раз шокировал публику своими новыми предложениями, необычными выходками и нецензурной бранью. На одной из пресс-конференций он матерился рекордные четырнадцать раз, на другой, комментируя планы Ryanair по открытию межконтинентальных перелетов, пошутил о качестве сервиса для пассажиров первого класса в его авиакомпании, сказав, что им будет предоставлено все вплоть до «бесплатных кроватей и орального секса».
Майкл О'Лири не только не стесняется в выражениях, а подчеркнуто скандален во всем: стиле поведения и стиле одежды, в манере выражать мысли и способе ведения бизнеса. Любое самое незначительное событие он может превратить в шоу.
Так в 2004 году он купил на свой личный «мерседес» плашки «такси», чтобы получить возможность ездить по выделенным полосам дороги, предназначенным только для проезда машин скорой помощи, полиции, службы спасения и такси. Когда правоохранительные органы возмутились его поведением, предприимчивый гендиректор Ryanair просто зарегистрировал «мерседес» как такси и нанял водителя с полной лицензией.
В 2007 году О'Лири стал «врагом номер один» у экологов, так как не стесняясь в выражениях объявил, что не намерен мириться с повышением экологических сборов с авиакомпаний. В жаркой полемике он потребовал перебить весь крупный рогатый скот – он, мол, производит в разы больше парниковых газов, чем все авиакомпании, вместе взятые.
«Меня бесит то, что во всем обвиняют только авиакомпании, – признался он. – Если бы политики потрудились прочитать доклад Стерна, они бы узнали, что на авиаперелеты приходится только 2% выбросов парниковых газов. Так что авиаперелеты – это не причина изменения климата. И решение вопроса тоже надо искать не здесь».
«Мы постоянно боремся с правительством и бюрократами-идиотами из Брюсселя, которые хотят повысить стоимость полетов, и слабоумными защитниками окружающей среды, которые не могут сложить два плюс два. Да, мы хотим досадить этим идиотам, как только можно. Лучшее, что мы можем сделать, – пристрелить их. Эти придурки хотят сделать воздушные перелеты прерогативой богатых», – вспылил на одной из пресс-конференция О’Лири.
О`Лири не стесняется в выражениях даже не взирая на высокий статус своих оппонентов. Так, премьер-министра Великобритании Гордона Брауна он назвал «лжецом», когда тот рассказал, куда тратятся аэропортные сборы, а глава правительства Ирландии Берти Ахерну был назван «бедствием для ирландской экономики на протяжении последних 10 лет».
Показательно, что даже противники Майкла О`Лири, осуждая его вызывающие действия, признают его талантливым руководителем. Технологии достижения ультранизкой цены билета не новы и Ryanair отнюдь не единственная компания, которая их применяет. От всех прочих дискаунтеров Ryanair отличается стремлением ее руководителя постоянно искать свежие, а порой даже сомнительные способы экономии.
Так в феврале 2009 года Майкл О`Лири заявил, что Ryanair намерена взимать с пассажиров плату в один фунт стерлингов за посещение бортового туалета. О`Лири отметил, что пассажиров следует приучить пользоваться туалетами в аэропортах, чтобы сократить количество бортовых туалетов и разместить дополнительные кресла. В марте, когда возмущение потребителей достигло предела, пресс-служба Ryanair заявила, что гендиректор дискаунтера пошутил.
В апреле появилась новая информация. Теперь компания Ryanair рассматривает возможность введения «налога на толстых». Всех пассажиров с лишним весом собирались заставить платить дополнительные деньги за авиабилет.
В июне выяснилось, что авиакомпания ведет переговоры с концерном Boeing о создании самолета со стоячими местами для пассажиров, которые О’Лири назвал «барными табуретами».
«Мы собираемся убрать десять последних рядов кресел. Таким образом, у нас получится 15 рядов кресел и 10 рядов стоячих мест», – пояснил глава Ryanair британской газете Telegraph.
На все претензии конкурентов О’Лири однажды ответил, что пассажирам требуется только доступный по цене и безопасный способ перемещения по воздуху из пункта А в пункт Б, и что авиаперелет не является «каким-то переворачивающим жизнь сексуальным экспериментом», как пытаются убедить людей обычные авиакомпании.
Когда начался экономический кризис, О’Лири заявил, что встречает его с нетерпением.
«Нам нужен спад. Мы испытывали 10 лет роста. Спад поможет избавиться от дрянных убыточных авиакомпаний, и это означает, что мы сможем покупать самолеты дешевле», – сказал он в ноябре 2008 года.
В 2009 году, в момент, когда многие предприятия объявляли о своем банкротстве, он сообщил, что за этот год планирует удвоить доходы.
Среди его предложений было также казино на борту самолетов. Противники тут же попытались обвинить его в жульничестве. «Я не вижу, как азартные игры на борту могут ухудшить имидж компании».
Вообще, в своем отношении к конкурентам, чиновникам и собственным клиентам Майкл О’Лири не особо выбирает выражения.
«Европейские клиенты могут ползти на карачках по разбитому стеклу, чтобы заполучить низкие тарифы. А вы о комфорте», – ответил он журналисту, спросившему о том, каким образом, ущемляя права клиентов, компания умудряется добиваться роста пассажиропотока.
К сфере своей деятельности, судя по выражениям, он также не испытывает каких-то трепетных чувств. «Мне плевать, если я никому не нравлюсь. Я не кролик из облаков, я не аэросексуал. Я не люблю самолеты. Я никогда не хотел быть летчиком, как те орды и отряды населяющих аэроиндустрию. Возможно, я просто немного сумасброд. Кому какое дело?».
«Я думаю, люди будут танцевать на улицах, узнав о моем уходе из Ryanair. Имидж авиакомпании явно улучшится. Наверное, половина наших пассажиров была бы рада увидеть мои похороны, и в конечном итоге они свое получат. Я умею минимизировать все издержки авиакомпании и добиться ее быстрого роста, но я не умею делать так, чтобы нас все любили... На мое место должен прийти кто-нибудь, кто немного больше уважает политиков и бюрократов, умеет говорить о защите окружающей среды и пожилых людях, и об этих долбаных джунглях, и о рыбе в океане, и обо всем этом дерьме», – заявил О’Лири на вопрос о его возможной отставке и смене политики компании.
Что касается личной жизни, то, будучи всегда на виду и постоянно эпатируя публику, О`Лири уделяет много внимания тому, чтобы сохранить свою личную жизнь в неприкосновенности. Журналистам известно лишь о его бракосочетании в 2003 году с сотрудницей Ситибанка Анитой Фаррел. На вопрос, почему один из самых богатых мужчин Ирландии не женился до 40 лет, и не является ли причиной этого его скандальная репутация, он отвечает: «Многие сказали бы да. А на самом деле я никогда не был обделен вниманием женщин, но с 20 до 40 лет я вкалывал, как афроамериканец».
Возмущенный корреспондент попытался обвинить его в неполиткорректности, однако О’Лири возразил, заявив, что уж кто-кто, а он то имеет право на такие заявления. «Я работал семь дней в неделю по 14–16 часов в день. У меня не было времени на подруг. У меня не было подруг в течение десяти или пятнадцати лет».
О своей жене Аните Фаррел, он рассказывает следующее: «Мы познакомились на свадьбе, куда я вынужден был пойти, потому что это была свадьба одного из сыновей Райана. Она была подружкой невесты и сжалилась надо мной».
Семья живет на своей огромной ферме в Маллингаре.