Человек недели: Н.Анастасиадис

Человеком этой недели, по версии журнала EUROMAG, стал глава Кипра, от действий которого в последние дни зависело не только будущее его страны, но, во многом, и будущее еврозоны. Ставший президентом Кипра ровно месяц назад Никос Анастасиадис знал, что его ждут трудные решения, однако вряд ли предполагал, что это время наступит так быстро. Проблемы Кипра еще не решены, то тем фактом, что экономику острова все еще можно привести в нормальное русло без радикальных потрясений, местные жители и чиновники Евросоюза должны быть обязаны именно ему.

Главной темой экономических новостей последних двух недель бессменно является обстановка на Кипре, который оказался в крайне затруднительном положении. Для того, чтобы спасти банковскую систему острова, властям было необходимо срочно найти 10 млрд евро. Международное сообщество было готово выделить эти средства, однако поставило довольно неожиданные условия.

Кипру предложили изыскать часть средств, необходимых для стабилизации экономики со счетов вкладчиков кипрских банков, то есть фактически ввести единовременный налоговый сбор с тех вкладов, которые уже были внесены на счета, без учета мнения их владельцев. Такая ситуация, безусловно, вызвала волну возмущения среди киприотов и негодование крупных зарубежных вкладчиков, многие из которых, по мнению европейских СМИ, являются выходцами из России и хранят свои деньги на Кипре нелегально.

Эта ситуация, как уже писал EUROMAG, фактически поставило недавно избранное руководство страны во главе с Никосом Анастасиадисом в крайне сложное положение. Одно дело заявлять о курсе на евроинтеграцию в ходе предвыборной кампании, и совсем другое – выбирать между большими деньгами из России и помощью со стороны Европы.

После ряда неудачных консультация с представителями российских властей, которые, если верить европейским СМИ, также оказались в сложном положении из-за возможной потери части крупных личных состояний, хранимых в кипрских банках, представители Кипра решили договариваться с Евросоюзом. Тем более, что к этому времени и сам Евросоюз решил пойти на уступки, понимая всю сложность собственного положения.

В результате переговоров, глава Кипра Никос Анастасиадис смог добиться права введения единовременного сбора ишь с вкладов, превышающих 100 000 евро, снизив, таким образом, напряженность внутри страны и, как следствие, риск политического кризиса.

Тем не менее, это был важный, но далеко не последний шаг на пути к нормализации ситуации в стране. Если сценарий спасения экономики Кипра постепенно стал более или менее понятен, то вопрос о политическом будущем страны оставался открытым, так как закрытые в течение двух недель банки привели к тому, что у киприотов просто закончились наличные деньги, следствием чего стали гигантские убытки местных производителей и торговых площадок.

Решением президента страны 28 марта банки начали выдавать деньги, однако был введен лимит в 300 евро на человека, для того, чтобы не допустить массового оттока средств из банков. Также, по поручению президента, была заранее проведена оценка имеющихся у банков наличных средств и 27 марта из Германии специальным рейсом прибыли купюры на пять миллиардов евро.

Следующим шагом, предпринятым Анастасиадисом, стало решение, которое многие сочли популистским. Президент Кипра урезал свою зарплату на 25%, а членам кабинета министров — на 20%. Кроме того, президент и члены кабмина отказались от 13-й зарплаты.

Никос Анастасиадис поблагодарил киприотов «за зрелость и высокое чувство ответственности, которое жители страны показали в критическое для стабильности экономики и доверия к банковской системе время».

Стоит отметить, что, несмотря на весь кажущийся популизм данного решения, оно выглядит довольно целесообразным, если учесть тот факт, что содержание предыдущего президента страны обходилось киприотам дороже, чем любым другим европейцам, кроме люксембуржцев.

Каждый из проживающих на Кипре граждан фактически отчислял только на зарплату экс-президента Димитриса Христофиаса 0,2 евро ежемесячно. Его зарплата составляла 158 551 евро.

«Для Люксембурга это не является чем-то странным, потому что все получают высокую зарплату, но нет причин, чтобы президент Кипра так хорошо зарабатывал», – сказал профессор политологии Оуэн О'Мэлли из Дублинского городского университета.

Тема экс-президента Кипра не случайно довольно часто обсуждалась в кипрских и европейских СМИ в последние дни, ведь оппозиционер Анастасиадис пришел к власти 28 февраля 2013 года, а значит та ситуация, которая сейчас сложилась в стране, полностью на совести предыдущего руководителя.

Эксперты отмечают, что у Анастасиадиса есть все шансы стать национальным героем и заработать огромный авторитет в Европе. Он подтвердил, что планирует продолжить курс на евроинтеграцию, и что Кипр не будет выходить из еврозоны, обязуеясь выполнить вся взятые на себя обязательства.

О том, что его приоритетом является сотрудничество с ЕС и МВФ, Никос Анастасиадис заявил в первой же своей речи после избрания президентом Кипра. При этом, Анастасиадис заверил, что проведет все необходимые структурные реформы, чтобы восстановить стабильность и рост экономики.

«Мы будем сотрудничать с европейскими партнерами для скорейшего заключения кредитного соглашения… Мы будем абсолютно последовательны и будем полностью соблюдать взятые на себя обязательства», — заявил Анастасиадис в эфире государственного телевидения Кипра сразу после выборов.

Это особенно примечательно, если учесть тот факт, что предыдущее руководство Кипра принципиально отвергало предложения ЕС по кредитам, ссылаясь на невозможность выполнения условий их предоставления.

«Моя первоочередная задача – восстановить доверие к Кипру на европейской и международной арене, – заявил после своей победы на выборах Анастасиадис, – Я собираюсь работать с нашими партнерами по ЕС и в то же время максимально выполнить наши обязательства. Считаю своим долгом сделать все необходимое для выхода нашей страны из экономического кризиса».

Никос Анастасиадис родился 27 сентября 1946 года. Окончил юридический факультет Афинского университета и аспирантуру по специальности морское право в Лондонском университете. Во время учебы был членом Центра коалиции Георгиоса Папандреу.

Позже Анастасиадис основал юридическую фирму Nicos Chr. Anastasiades & Partners.

Впервые Анастасиадис был избран в Парламент Кипра в 1981 году, а с 1997 года стал лидером партии ДИСИ. Среди основных его политических лозунгов было снижение срока призывной службы в армии или полный отказ от воинского призыва с переходом на профессиональную основу. Является главным сторонником вступления Кипра в НАТО.

На одной из пресс-конференций заявил, что не видит смысла в таких больших тратах на армию, когда в современном мире гораздо важнее направлять эти деньги на науку и образование.

Никос Анастасиадис женат на Андри Мустакуди с 1971 года, имеет двух дочерей Эльзу и Ино, и четыре внука Энди, Николь, Джордж и Нико.