Мир граффити для многих обывателей долгое время по своему смыслу приравнивался к хулиганству и вандализму. Однако в каждом серьезном деле бывают свои герои. Для мира граффити таким человеком стал Бэнкси – уличный художник из Британии, создающий на стенах зданий настоящие шедевры, которые всегда затрагивают самые острые социальные вопросы современного мира.
За Бэнкси охотились полицейские, представители мира искусства, поклонники и даже ученые. Не удивительно, что именно последние в итоге смогли установить личность «нового британского Робина Гуда».
Затратив немало сил и средств на исследование, специалисты на днях опубликовали его итоги в Journal of Spatial Science. Уровень издания Бэнкси может смело считать комплементом в свой адрес. Мало кто из членов монарших семей или звезд кино может похвастаться интересом подобных журналов.
В своей работе ученые использовали географическое профилирование, позволяющее вычислить личность человека по местам, которые он наиболее часто посещает. Специалисты проанализировали около 140 мест на улицах Лондона и Бристоля, где можно было заметить присутствие работ художника.
Чаще всего изображения появлялись в Бристоле рядом с одним из пабов, игровыми полями и в конкретном жилом квартале. В Лондоне граффити находили в трёх местах. Именно в этих часто присутствовал некий Робин Каннингем, выпускник публичной школы в Бристоле.
То, что он является загадочным художником, начали подозревать еще в 2008 году. В частности, считалось, что настоящее имя художника — Роберт или Робин.
Робин Каннингем родился в 1973 году в семье менеджера по контрактам и секретаря. Это была семья среднего класса, давшая ему частное образование.
По некоторым данным Робин посещал соборную школу Бристоля, которая обходилась его семье в 9 240 фунтов стерлингов в год. Граффити начал интересоваться еще в возрасте девяти лет.
Его одноклассник Скотт Нёрс говорит, что Робин тогда проявил себя как чрезвычайно талантливый художник.«Он был одним из трех человек на моем курсе, которые были чрезвычайно талантливы в живописи. Я вовсе не удивлюсь, если он и есть Бэнкси».
Позже Робин переехал в дом в Бристоле, который в 2000 году был куплен куратором городской галереи Камиллой Стейси.
Известно, что Каннингем некоторое время жил с художником Люком Эганом, который позже выставлялся вместе с Бэнкси. Кроме того, Каннингем переехал в квартиру в Хакни на востоке Лондона примерно в 2000 году. В это же время, как известно, в столицу из Бристоля перебрался Бэнкси.
Он также жил с Джейми Истменом, который работал на звукозаписывающую компанию Hombre, использовавшей иллюстрации Бэнкси.
Уже вышедший на пенсию отец Робина Питер отрицает, что его сын – Бэнкси. Тем не менее, те, кто знал Робина со школы, сейчас не могут сказать ничего о его дальнейшей судьбе. В родных местах его не видели на протяжении многих лет.
На аукционах работы Бэнкси продавались за суммы до 700 000 долларов, при этом в Великобритании граффити считается преступным вандализмом.
В 2011 году на eBay даже был выставлен необычный лот: бумажка, где написано имя художника. Продавец утверждал, что он раскрыл его личность, сверяя данные о продажах его работ с налоговыми записями. Лот, достигнув почти 1 млн долларов, был вскоре снят с торгов.
С 2000 года Бэнкси провел уже несколько выставок по всему миру. Каждое из его граффити появляется неожиданно и становится главной темой для обсуждения. Среди его работ немало уже вошедших в историю: целующиеся констебли, граффити на стене клиники сексуальных проблем или девочка, обнимающая бомбу. Немало ведется споров на тему можно ли считать это искусством или вандализмом. Нередко граффити художника закрашивают или нарочно портят, так, уже 27 работ Бэнкси были уничтожены.
В 2004 году он изготовил фальшивые банкноты в 10 фунтов, где было изображение принцессы Дианы вместо Елизаветы II. Каким-то образом ему даже удалось пронести в музей копию картины Монэ "Пруд с водяными лилиями", где также плавал мусор. Не побоялся художник также разместить свою работу на берегах реки Иордан, не обращая внимания на выстрелы израильтян. В этом году он нелегально попал на территорию сектора Газа, где нарисовал несколько граффити.
«Местный житель подошел ко мне и спросил, что это значит, - написал Бэнкси на своей странице. - Я объяснил, что хотел указать на разрушения в Газе, опубликовав эти фото на моем сайте, - но в интернете люди смотрят только на картинки с котятами».
На одной из стен в Газе Бэнкси написал: «Если мы умываем руки в конфликте между властными и бесправными, мы принимаем сторону властных - мы не остаемся нейтральными».
Его картины покупают за сотни тысяч долларов, а некоторые графитти просто воруют с улиц, выламывая куски стен. Некоторые знаменитости коллекционируют его работы. Например, Кристина Агилера является обладателем трех работ Бэнкси, включая «Queen Victoria As a Lesbian», которая была продана за 52 000 евро. А Анджелина Джоли потратила 420 000 евро на его картины.
Результат сотрудничества с Дэмьеном Херстом «Keeping It Spotless» был продан с аукциона за более чем 2,4 млн евро. Это не единственная работа Бэнкси, превысившая отметку в миллион на аукционе. В 2008 году его «Simple Intelligence Testing» была продана за 1,6 млн евро.
В 2009 году во время переговоров по климату в Копенгагене Бэнкси нарисовал как будто тонущую в воде надпись «Я не верю в глобальное потепление». Известность также приобрело граффити, сделанное Бэнкси на слоновнике зоопарка Бристоля с надписью: «Хочу на свободу. Здесь слишком холодно. От сторожа воняет. Скука, скука, скука».
В 2010 году за 114 000 фунтов стерлингов в Ливерпуле был продан паб, на котором Бэнкси нарисовал крысу.
Помимо граффити Бэнкси также выступает как автор книг и режиссер кино. В 2010 году вышел его документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», который был даже номинирован на «Оскар».
Тогда по собственному признанию художника, это стало большой неожиданностью. «Я не согласен с принципом вручения премий, но я сделаю исключение для той, на которую номинирован». С этой же картиной он принял участие в Берлинале, при этом пройдя по красной ковровой дорожке никем незамеченным.
Также Бэнкси занимается благотворительностью. Несколько раз он отдавал в дар свои работы, чтобы выручить средства для людей с нарушением зрения.
В 2003 году журналист The Guardian Саймон Хейттстоун взял у Бэнкси интервью лицом к лицу. Журналист описывает художника как неряху в джинсах и майке, с серебряным зубом, серебряной цепочкой и серьгой. Что-то среднее между Джимми Нейлом и Майком Скиннером.
Большинство фанатов Бэнкси не знают и не хотят знать, кто он такой. Более того, поклонники творчества художника открыто протестовали против попыток лондонских газет сорвать с него маску.
«У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам. К тому же я просто убежден, что правда может оказаться горьким разочарованием для нескольких 15-летних подростков», - говорит сам художник.
«Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство» (rat/art). И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь».