Европейская мода продолжает становиться китайской. На этой неделе один из немногих традиционных французских семейных домов – Sonia Rykiel – объявил, что продается компании из Гонконга.
Азиаты выкупят сразу 80% акций, оставив нынешним владельцам лишь пятую часть, а также пост вице-президента. Его продолжит занимать Натали Рикель, дочь Сони Рикель – основательницы компании (EUROMAG писал об этом).
Соня Рикель вошла в мир моды случайно, благодаря вечной проблеме всех женщин – «нечего надеть». Будучи на последних месяцах беременности, ей никак не удавалось найти подходящий свитер: по ее собственному признанию все свитера делали ее похожей на бесформенный тюфяк.
Согласно легенде, которую теперь тиражируют все европейские газеты, муж Сони Сэм купил ей свитер в Венеции, но он настолько не нравился беременной супруге, что она семь раз заставляла венецианских портных переделывать эту вещь по ее собственным эскизам.
Другая легенда гласит, что Соня сама связала себе свитер, сделав его точно по фигуре и, якобы, во время прогулки по Парижу поразила прохожих. К ней стали подходить люди и спрашивать: «Где вы купили такую вещь?» Это было начало 60-х, и подчеркивать свой огромных живот с помощью обтягивающей одежды, тогда было не принято. Но Соня решилась. А когда ее супруг потом выставил на продажу свитера по эскизу супруги в своем магазине, одежда вызвала ажиотаж.
Впрочем, кто-то утверждает, что Соня до сих пор не научилась вязать, поэтому не могла собственноручно связать себе свитер. Говорят, что она просто отправилась с мужем на фабрику, где дала несколько советов мастерам.
Тем не менее, ее свитер в середине 60-х оказался на обложке французского Elle, и вопрос – чем зарабатывать себе на жизнь – решился сам собой.
Соня родилась 25 мая 1930 года в Париже в семье беженцев из России – ее родители покинули родину после революции. Детство девочки совершенно не было гламурным – ни о каком мире моды в семье не помышляли, на все разговоры о тряпках вообще было строжайшее табу.
Семья была очень религиозной – никто не начинал есть, пока папа не прочтет молитву. Кстати, кроме Сони в семье было еще четыре дочери (Соня была старшей). «Я могла бы годами носить один и тот же свитер или юбку, – призналась она в одном из интервью. – Между мной и матерью шла настоящая война. В конце концов она прямо у меня на глазах рвала одежду или выбрасывала на помойку. А я бы за старый свитер могла жизнь отдать…»
Первые свитера, которые носила Соня, а именно этот вид одежды впоследствии сделает имя Sonia Rykiel знаменитым на весь мир, ей вязала мама. «Я любила только узкие растянутые свитера, которые облегали тело. Их вязала мама. Замечательные, разноцветные. Я умоляла ее связать мне черный, но она так и не согласилась».
С миром моды Соня впервые столкнулась в 17 лет – ее первая работа заключалась в оформлении витрин модных магазинов – будущий дизайнер работала лишь помощником. В 23 года Соня встретила Сэма Рикеля – у него был небольшой магазин одежды на бульваре Сен-Жермен в Париже.
Соня признавалась родителям: «Я хочу родить десять детей! Или нет, пятнадцать». Но ее мечтам не суждено было сбыться. От Сэма Соня забеременела лишь к 30 годам – тогда-то она и придумала свой знаменитый свитер. Забегая вперед скажем, что Соня родила двоих детей – дочь Натали и сына Жан-Филипа.
Свитером для беременных фантазии Сони не ограничивались – она начала придумывать платья, блузы. Свой первый показ Соня устроила в магазине мужа – и коллекция имела успех. Но модельер даже после этого не помышляла о вхождении в мир высокой моды.
«Я не думала о моде. Я думала, прежде всего, о женщине и ее потребностях», – признается Соня. Она продолжала обшивать богатых парижанок, споря с мужем по поводу фасона: кажется, ему одному не нравились модели, которые придумывала жена.
«Соня, а здесь не слишком большой вырез? Будут же видны бретельки от лифчика…», – опасался он. «Какие бретельки?.. На дворе 68-й год», – парировала Соня.
Кстати, в этом году в Париже открылся первый бутик Sonia Rykiel. Ирония в том, что именно тогда по французской столице шли озлобленные студенты и громили все модные бутики в центре города. Но Сонин магазин не тронули.
68-й год стал поворотным в жизни не только Франции, но и Сони – от нее ушел муж, и своим детям она запретила вообще произносить его имя. Фактически, имя и осталось тем единственным, что Сэм Рикель оставил жене.
В 74-м Соня Рикель навсегда вписала свое имя в историю мировой моды. Одержимая идеей «второй кожи» она заставила модельера вывернуть одежду наизнанку. «Я хотела показать ту сторону, что прилегает к коже - она более красива. Швы, повторяющие форму тела, - это как своды храма. Очень символично!», – пояснила дизайнер.
Секрет ее успеха прост: в моде от Рикель нет ничего лишнего. Она освободила женщин от всех неудобств одежды. Ее философия – стиль DEMODE – позволяет женщине преобразовать моду под себя, а не следовать диктату модельеров. Соня Рикель создала уникальный стиль, в котором основное место занимают полоски, стразы, надписи на свитерах и черный цвет. Именно она доказала, что черный – не цвет похорон.
В 2008 году марка отпраздновала 40-летний юбилей. «40 лет моды, 40 лет успеха, вызова всем существующим канонам и освобождения женщин», – писала тогда французская пресса. В то время прибыль компании превышала 100 млн евро.
«Когда я, наивная, задала вопрос [о встрече с Соней Рикель] помощнику ассистента Сониного пресс-секретаря, мне объяснили, что на этой неделе я уже семьдесят вторая журналистка в мире, которая заявила о своем желании попить чайку с «Королевой трикотажа», – писала Лена Ленина накануне интервью в честь 80-летия Сони Рикель (2010 год).
Сегодня у Сони Рикель более 500 магазинов по всему миру, 50 из которых носят ее имя. Ее друзья – Изабель Аджани, Жанна Моро, Фанни Ардан.
Но она постоянно повторяет, что пришла в моду случайно. «Все придуманные мной стили были созданы в первую очередь для меня самой. Я несколько лет экспериментировала со свитерами. Я выдумывала модели плащей, когда на улице шел дождь, вечерних платьев, когда собиралась сходить в оперу, одежды для будущих мам, когда была беременна. Я делала все это потому, что хотела быть особенной, отличной от других женщин. Все, что меня интересовало раньше, не касалось моды в принципе. Но когда я открыла первый магазин в Гренелле, оказалось, что именно этого женщины и ищут. Дела пошли так хорошо, что я решилась войти в мир моды».
И до сих пор Соня Рикель не забывает о том, откуда ее корни. «Мы – из России», – говорит она на чистом русском.