За свою почти сорокалетнюю жизнь, которая чуть было не закончилась в конце прошлой недели, уроженка Роттердама Талита ван Зан трижды попадала на первые полосы газет. В 2000-м она стала девушкой месяца голландского Playboy – ее фотография с обнаженной грудью украсила ноябрьский номер мужского журнала.
В следующий раз журналисты проявили к ней интерес только через четыре года, после того, как ее заметили в объятиях Мутасима Каддафи – четвертого сына ливийского лидера Муамара Каддафи.
В этот понедельник наступил третий «звездный час» Талиты ван Зан – видео и фотографии, как испуганная топ-модель со сломанной рукой и грязными волосами, измученная 40-часовым плаваньем, высаживается на Мальте с корабля, пришедшего из Триполи, облетели практически все европейские СМИ.
С Мутасимом Каддафи модель Playboy познакомилась в 2004 году в одном ночном клубе в Италии. Впрочем, парочка встречалась недолго – всего четыре месяца, так как, по признанию самой девушки, она узнала, что была у сына ливийского лидера не единственной женщиной. Но после разрыва Мутасим и Талита сохранили хорошие отношения, продолжая время от времени встречаться.
Надо сказать, что в то время Мутасим Каддафи был в опале – еще в начале 2000-х отец выгнал его из Ливии в Египет за то, что отпрыск якобы готовил переворот. Вернул отцовское расположение Мутасим только в 2007-м при посредничестве ныне свергнутого президента Египта Хосни Мубарака.
Но нелюбовь отца совершенно не сказывалась на личной жизни Мутасима – большую часть времени он проводил в Европе, развлекаясь в лучших клубах Старого Света и с самыми модными моделями. В 2004-м полиция Франции задержала его прямо на Елисейских Полях за то, что он гнал на своем Porsche со скоростью 150 км/ч, игнорируя все знаки и светофоры.
За те четыре месяца, что Талита ван Зан провела с Мутасимом, он осыпал ее дорогими подарками. В Монако она вместе с сыном Каддафи присутствовала на ужине у сестры князя Альбера II Каролины. На Рождество Талита и Мутасим слетали на частном самолете на Карибы, а потом сын ливийского лидера купил ей в подарок всю коллекцию сумок Louis Vuitton.
«Я тогда спросила у него: «Сколько ты тратишь?» – рассказывает Талита в интервью британской Daily Telegraph. – Он на минуту задумался и ответил: около 2 млн долларов. Я уточнила: в год? Он ответил: «Нет, в месяц».
За время знакомства с Мутасимом Талита несколько раз была в Ливии, впрочем с отцом своего друга ни разу не встречалась. «Для этого ты должна стать мусульманкой», – объяснял ей Каддафи-младший.
Последний раз девушка приехала в Триполи 11 августа 2011 года, когда вокруг города уже шли ожесточенные бои. «Мутасим сказал, что в Триполи все в порядке», – признается позже она в интервью британским журналистам. Кроме того, она надеялась, что сын полковника даст ей денег на лечение отца, который болен болезнью Альцгеймера.
Талита рассказала, как сидела на вилле Мутасима на золотом диване, а филиппинские слуги в безупречно белых жакетах смешивали его любимый виски Jack Daniels с колой, Мутасим Каддафи поднимал свой бокал за победу, пообещав, что скоро он поведет армию своего отца к победе над «крысами».
Талита ван Зан утверждает, что знать не знала, «как живет простой народ в Ливии». Мутасим убеждал ее в том, что образование в стране бесплатно, а рис и хлеб очень дешевы. «Мне было сложно судить о жизни обычных людей – я все видела через позолоченную клетку. Все выглядели достаточно счастливыми», – говорит она.
Она была шокирована, увидев, как изменился Мутасим, во время визита в Триполи последний раз. «Впервые я увидела его с нашей последней встречи в феврале: он отрастил бороду, сидел на диване, усеянном автоматами, его охраняли неулыбчивые 16-летние мальчишки с пистолетами-пулеметами. На стене за ним висел огромный портрет отца», – описывает он.
«Его глаза были холодны, – сказала она. – Он выглядел так, как будто готов убить кого-то, он раньше никогда таким не был. Я спросила себя, причем не в первый раз, – какого черта я делаю в Ливии?»
Первой в Нидерландах тревогу начала бить мать Талиты, Леонтина ван Зан, которая получила от дочери сообщение, что девушка застряла в роскошном пятизвездочном отеле Corinthia. Друзья Талиты заверили журналистов, что уже 10 дней не могут с ней связаться, недоумевая, зачем она вообще поехала в Ливию сейчас. «Талита совсем не наивная девушка. Неужели она не знала, что там творится?» – заявил голландской газете De Telegraaf друг экс-модели.
В прошлую пятницу, когда Мутасим уже исчез, а повстанцы бились за Триполи, Талита вместе с конвоем попыталась прорваться в Тунис. Но он был атакован, и голландка вернулась в отель Corinthia.
«Тогда я впервые узнала, что люди думают о Муамаре Каддафи – они ненавидят его», – призналась Талита.
Когда повстанцы подошли к отелю, она попросила помощи у женщины, которой было поручено ее опекать. Вместо этого женщина выволокла ее из комнаты и сказала повстанцам, что это подружка сына Каддафи. Те пришли в невероятное возбуждение.
«Я не особо понимала, о чем они говорят, но я услышала слово benzene. Я поняла, они хотят меня сжечь», – говорит голландка.
Напуганная такой перспективой, она выпрыгнула с балкона со второго этажа отеля – сломала руку и повредила спину. Персонал гостиницы, рискуя собственными жизнями, по улицам, где шли бои, отнес ее в госпиталь. В этот момент в дело вмешался голландский МИД, и в прошлые выходные при посредничестве венгерского консульства в Триполи (единственное открытое в тот момент в Ливии представительство страны ЕС) Талиту посадили на корабль, и в понедельник, 29 августа, она прибыла на Мальту.
Где девушка находится сейчас – никто не знает. Журналисты всех голландских газет с нетерпением ждут ее на родине, чтобы подробнее расспросить о зверствах режима Каддафи, но МИД страны заявляет, что Талита не обязана ехать на родину. Она может ехать, куда ей захочется.