Человек недели: Жан-Люк Меланшон

Человеком минувшей недели, по версии журнала EUROMAG, стал представитель ультралевого крыла французской политики Жан-Люк Меланшон. На общем фоне крайне низких рейтингов радикальных левых политиков в Европе Меланшон за несколько недель смог перейти из лагеря аутсадеров президентской гонки в группу фаворитов. Философ и ветеран французской политики принимал участие еще в событиях 1968 года, а сегодня стал главной надеждой левых сил в стране.

Левые силы во Франции после пятилетнего президентства Франсуа Олланда, мягко говоря, не в почете. Представитель социалистической партии Бенуа Амон из-за принадлежности к одной с Олландом организации уже потерял более половины своего изначального рейтинга и сегодня за него готовы голосовать не более 7-8% избирателей. А пять лет назад представитель социалистов стал президентом.

Непопулярности левым добавила и ситуация с мигрантами в Европе, а также последовавшие за наплывом беженцев теракты. Все эти факторы добавили баллов крайне правым силам, однако, как показывает ситуация, изберателю не столько нравятся идеи националистов, сколько их декларируемая решительность и радикальность. Этой ситуацией накануне выборов президента Франции умело воспользовался самый опытный из кандидатов - представитель ультралевого движения "Непокореная Франция" Жан-Люк Меланшон.

Будучи еще месяц назад в статусе аутсадера Меланшон за несколько недель ворвался в лагерь фаворитов и, судя по темпам роста его рейтинга, может реально рассчитывать на место во втором туре президентских выборов. 

Безусловно, одним из ключевых моментов для него стали телевизионные дебаты. Если первые были отданы на откуп молодому Эммануэлю Макрону, набравшему вистов на противостоянии с Марин Ле Пен, то второе дебаты стали для Меланшона звездным часом. Вчерашний аутсайдер просто разгромил своих оппонентов, благодаря чему получил симпатии 25% телезрителей.

За неделю до выборов Франция получила четыре фаворита: молодого атлантиста Макрона, имеющую стабильный электорат националистку Марин Ле Пен, потонувшего в скандалах республиканца Фийона и леворадикального ветерана политики Меланшона.

Стоит отметить, что, хотя Меланшон пока и уступает Макрону и Ле Пен, он самый опытный из всех кандидатов, а также блестящий оратор. Разрыв между ним и местом во втором туре, согласно опросам, составляет от 4 до 8% голосов. В условиях жесткой конкуренции и недельного запаса времени этот разрыв не выглядит чем-то критичным, особенно учитывая тот факт, что в начале марта от второго места Меланшона отделяли 15-18%. Кроме того, не стоит забывать, что опросы - это лишь выборка, подмечающая тенденции. По своим местам все расставят только сами избиратели.

Интересно, что одна из главных претензий к Меланшону - симпатия к президенту России Владимиру Путину. «Мое отличие от Жана-Люка Меланшона в том, что я не считаю правильным равнение Франции на политику Кремля», - заявил Бенуа Амон после того, как его Меланшон обошел его в рейтинге кандидатов. 

По мнению социалиста Амона, симпатия к Владимиру Путину делает кандидата несостоятельным. Аргументов Амон не приводит, ставя в группу "несостоятельных" троих из четырех фаворитов: Фийона, Ле Пен и Меланшона.

На митинге в Гавре 30 марта Жан-Люк Меланшон заявил: "Я никак не связан с Владимиром Путиным. Я категорически против его политики, и если бы был россиянином, то голосовал бы не за его партию, а за моего товарища из "Левого фронта", который сейчас в тюрьме. Но хотя у меня нет ничего общего с ним, это не мешает мне заявить, что я не собираюсь быть частью хора буйнопомешанных, которые надеются на конфликт с Россией. Я выступаю за мир", — подчеркнул он.

Ярлык "путиниста" на Меланшона после событий 2014 года в Украине. Тогда действия России Меланшон объяснил логикой национальных интересов: «Крымские порты жизненно важны для безопасности России, и поэтому было совершенно понятно, что россияне не станут сидеть сложа руки. Они принимают меры защиты против авантюристской путчистской власти, в которой, что крайне прискорбно, пользуются влиянием неонацисты».

«Нам, французам, не следует иметь ничего общего с подобной историей, нам не стоит поддерживать провокации в адрес России, что не означает симпатии к российскому правительству», — продолжил он насчет шедшего тогда процесса вступления Украины и Грузии в НАТО. 

По сути, Меланшон лишь призвал не романтизировать события в Украине, но оппонентам этого было достаточно, чтобы объявить его другом Путина, что в их глазах зачастую равно чуть ли не преступлению.

20 февраля 2016 года в программе "Не спим" на France 2 на вопрос о действиях России в Сирии Меланшон сначала напомнил, что ситуацию в регионе дестабилизировали американские действия в Ираке, а в Сирии, по его мнении, Путин "делает то, что сделать необходимо - уничтожает ИГ (запрещена в РФ)". Естественно, что его слова в пересказе оппонентов моментально превратились в "Меланшон дает карт-бланш Москве".

«Война — это война. Она чудовищна. Именно поэтому нужна всеобщая коалиция, которая объединила бы все стороны конфликта, чтобы покончить с движениями политического исламизма», - заявил позже Меланшон.

Сам Меланшон прекрасно знает, что такое война, студентческие антиправительственные протесты и политические играх. Кроме того, он прекрасный оратор, что позволяет ему легко парировать все выпады более молодых оппонентов.

Меланшон родился в Танжере (Марокко) в семье госслужащих. В 1962 году, когда ему исполнилось 11 лет, он с матерью переселился во Францию, где позже решил поступать на философский факультет университета Франш-Конте. Во время учебы попал в леворадикальное молодежное движение, состоял в рядах Национального союза французских студентов, участвовал в протестах «Красного мая» 1968 года. 

Внутри французского троцкистского движения Меланшон присоединился к «ламбертистам» — последователям Пьера Ламбера из Международной коммунистической организации. Участвовал в профсоюзной работе в Безансоне. В 1977 году вступил в Социалистическую партию Франции, порвав с троцкистами. Активно поддерживал президента Франции Франсуа Миттерана. 

С 1988 года Жан-Люк Меланшон избирался в Национальный совет и Национальное бюро Социалистической партии. Вместе с единомышленниками организовал «Социалистическую левую» (антикапиталистическое течение в рядах Социалистической партии). С 2000 по 2002 год занимал должность министра профессионального образования в правительстве социалиста Лионеля Жоспена. Был сенатором от департамента Эсон (1986—2000 и 2004—2010). Также он работал на муниципальном уровне в департаменте Эсон.

В рамках референдума по принятию Конституции Евросоюза вместе с левыми внутрипартийными течениями соцпартии и другими левыми организацию выступал «против» её ратификации. В то время как руководство партии выступило «за» её ратификацию. Участие в кампании против, по мнению левых политиков, неолиберальной Конституции ЕС сблизило Меланшона с Компартией Франции и троцкистами.

В 2008 году покинул Социалистическую партию из-за противоречий с её руководством (включая Сеголен Руаяль), которое он критиковал за социал-либеральный курс и отход от левых идей. Выступил инициатором создания «Левой партии», стал её первым председателем. 

В 2009 году избран депутатом Европарламента по списку группы Европейские объединённые левые/Лево-зелёные Севера. Левая партия принимает участие в коалиции «Левый фронт»; Меланшон является одним из его сопредседателей.

На выборах президента Франции в 2012 году получил 11,1%. Во втором туре Меланшон поддержал кандидатуру Франсуа Олланда, несмотря на то, что из-за противоречий с ним он в 2008 году покинул Социалистическую партию. 

По утверждению Le Figaro, программа Меланшона, предусматривающая увеличение расходов бюджета на 270 млрд евро и повышение налогов на 120 млрд евро, увеличение ежегодного оплачиваемого отпуска до шести недель (его длительность по состоянию на 2017 год составляет пять недель), а также конфискацию всех доходов, превышающих 400 тыс. евро в год, вдохновлена идеями таких политиков, как бывший президент Венесуэлы Уго Чавес.

В апреле 2017 года Меланшон привлёк к себе внимание использованием в предвыборной кампании новейших технологий — веб-радио и даже собственных голографических изображений на митингах в Нанте, Клермон-Ферране, Монпелье, Гренобле, Нанси и Реюньоне.

У Меланшона, по его словам, нет никакого хобби, но он любит пешие прогулки, чтение, рисование и написание рассказов, которые спасают его от тоски и переживаний. «Я бы хотел когда-нибудь написать любовный роман», - признавался он в интервью журналу Gala.

Жан-Люк Меланшон с особой старательностью скрывает свою частную жизнь. Тем не менее, известно, что в его жизни есть две особые женщины – его бывшая супруга Бернадетт Абриэль и его дочь Мэрилин, которая родилась в 1974 году.

Однажды, на телепередаче Le Divan Меланшон все же пояснил, почему не распространяется на этот счет: «Не то чтобы я что-то скрываю, просто нужно проявлять уважение к своим близким». Впрочем, Меланшон добавил, что гордится своей дочерью, которая, как и ее отец, трудится на благо «Левого фронта». При этом, он не стал бы любить ее меньше, если бы она сделала другой выбор.

Политический деятель уже стал дедушкой, но по-прежнему одинок. «Первой леди у вас не будет, так как я одинок» - написал кандидат в своем блоге в конце марта.