Просторная комната похожа на зал художественного музея, в котором готовится развеска экспонатов "сборной" выставки. У стены стоят яркие, огромные, почти двухметровые полотна, по стилю очень не похожие друг на друга, на столах - экзотические африканские скульптуры, рядом - инсталляция "Книга-топор" Ласло Лакнера, дальше - небольшие офорты и натюрморты, развешанные прямо на металлической перегородке...
Но мы не в музее и не в галерее. Мы - в берлинской артотеке. Как говорит уже само это название, здесь выдаются, как книги в библиотеке, произведения искусства.
Пикассо на полгода
Любой может взять на время картину, рисунок или скульптуру, которые ему приглянулись. Выбирать есть из чего: в каталоге крупнейшей артотеки Германии - около четырех тысяч наименований. А всего по стране насчитывается около 140 таких артотек – своеобразных пунктов проката шедевров.
Последнее сказано не ради красного словца. Из берлинской артотеки вы можете унести домой (не навсегда, конечно) работы Георга Базелица (Georg Baselitz), Вилли Баумайстера (Willi Baumeister), Йозефа Бойса (Joseph Beuys), Отто Дикса (Otto Dix), Макса Эрнста (Max Ernst), Йорга Иммендорфа (Jörg Immendorff), Герхарда Рихтера (Gerhard Richter), Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Ильи Кабакова, Роя Лихтенштейна... Правда, чтобы взять в аренду произведения этих мастеров, придется подождать: многие "забронированы" на несколько лет вперед.
Максимальный срок проката - шесть месяцев. Для членов Нового берлинского общества любителей искусства, в ведении которого находится артотека, - год. Цена за полгода - три евро. Вы не ошиблись: именно три евро. Это цена обязательной страховки взятых напрокат произведений искусства. Причем, и полотно Уорхола, и картины молодых художников, и детские рисунки (такие тоже есть в собрании артотеки) стоят одинаково. А собственно прокат - бесплатный.
Артотекам нередко дарят работы владельцы частных собраний. Бавает, что свои коллекции им на долгосрочное хранение предоставляют банки и концерны. Но ядро фондов артотек, как правило, составляют картины и скульптуры современных немецких художников, приобретенные на средства городских муниципалитетов и федеральных земель. Отдельные бюджетные деньги выделяются на поддержание специализированных детских артотек, где выдаются напрокат копии классических шедевров - полотен Рембранта, Рубенса и Леонардо да Винчи.По такой же системе, взимая примерно такие же страховые взносы (местами даже полтора евро, а максимально – 25 евро в год), работают все артотеки Германии. Секрет этой щедрости прост. "Прокатные" произведения искусства - это общественное достояние: они принадлежат, например, обществам любителей живописи, фондам культуры, городским библиотекам или, как в Аугсбурге, цеховому объединению владельцев аптек.
Именно потому, что произведения искусства приобретаются на деньги властей и ничего не стоят артотекам, они обязаны давать их в аренду бесплатно. Выигрывают тут и авторы работ, и любители искусства, и, конечно, артотеки. Последние выполняют таким образом свою просветительскую функцию, неся, так сказать, искусство в массы.
А коммерческая выгода последних заключается в том, что довольно много людей, которые пользуются услугами артотек, в конце концов покупают картины и скульптуры, потому что уже не в силах с ними расстаться спустя полгода. Как показывает практика, примерно каждый десятый клиент немецких артотек рано или поздно начинает приобретать произведения искусства.
Покупателями, кстати говоря, являются не только физические лица. Много и охотно арендуют искусство различные фирмы, крупные торговые предприятия. Часто они предпочитают громкие имена, видимо, чтобы произвести впечатление на своих партнеров и клиентов. Но фирмы пользуются услугами артотек не только для того, чтобы, выражаясь несколько грубовато, пустить пыль в глаза, тем более что настоящие шедевры, как было сказано выше, приходится порой ждать годами. Большинство просто хочет улучшить атмосферу на рабочем месте, создать особый визуальный комфорт, наглядно представить свою предпринимательскую философию. И это обычно удается.