Акции в принудительном порядке выкуплены у акционера за смешную сумму 224 тыс. латов (500 тыс. долларов). Причина столь выгодной сделки – крах банка Snoras, который кредитовал BAS: частный акционер не смог вовремя сделать необходимые инвестиции.
Поводом для национализации авиакомпании стал план по ее спасению, реализованный в сентябре этого года. В рамках плана государство и BAS должны были предоставить авиакомпании по 70 млн долларов каждый на покрытие убытков. Прийти к этому решению оказалось непросто – переговоры длились долго, а их неудача могла обернуться банкротством AirBaltic. По плану, средства должны были поступить до января 2012 года.
Однако в конце ноября состоялась национализация литовского банка Snoras и его латвийской «дочки» Krajbanka. Надзорные органы Литвы и Латвии обнаружили в деятельности менеджмента обоих банков грубые нарушения с составом уголовного преступления. В результате сначала был национализирован Snoras, тремя днями позже – Krajbanka.
Латвийские власти сразу же заявили, что ликвидация главных кредиторов BAS негативно скажется на будущем авиакомпании. После решения о ликвидации Krajbanka в правительстве заговорили о вероятности национализации авиапредприятия. Меньше чем через неделю теоретическая возможность стала практической. Krajbanka, совет которого контролируют нанятые государством аудиторы, продал заложенные в банке 47,2% акций AirBaltic государству по номинальной цене.
Естественно, подобное приобретение не могло оставить равнодушным бывшего владельца банка Владимира Антонова. Бизнесмен сообщил, что выступал поручителем по кредиту в размере 28 млн долларов, данному AirBaltic его банком, и намерен судиться с Латвией. Даже если Антонов выиграет суд, акции авиаперевозчика к тому времени могут стать собственностью другой компании. Пресс-секретарь Министерства сообщения Латвии Анрий Матисс отметил, что государство уже нашло нового частного партнера для развития авиакомпании. Что это за партнер, пока не сообщается.