Первым стартует дом MacDougall’s вечерними торгами 25 ноября с хитомАйвазовского, который должен был быть продан еще на прошлой «Русской неделе» весной, но так и не смог добраться до Лондона из-за проблем на таможне. Идиллический «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре» написан в 1851 году и выставлен за 0,95-2 млн фунтов стерлингов. Внушительных размеров полотно выставлялось весной в Москве на предаукционной выставке, так что коллекционеры уже смогли оценить купающуюся в красно-оранжевых лучах заката гондолу и средневековые постройки «плавающего» города.
Другим топом аукциона, как рассчитывают организаторы, может стать «Один майский день» Михаила Ларионова 1904 года, написанный в стиле позднего импрессионизма в пору его ученичества уЛевитана и Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Работа многократно выставлялась, в том числе на ретроспективной выставке мастера в лионском Musée des Beaux-Arts. Часть комнатной обстановки и окно с пробивающейся на деревьях зеленью, оценены в 0,9-2 млн фунтов.
В числе других лотов стоит отметить гротескный портрет «Генерала Красной армии» Бориса Григорьева (280-350 тыс. фунтов), лаконичный «Натюрморт с цветами и перчаткой» Сергея Судейкина (150-200 тыс. фунтов) и пейзаж Петра Кончаловского «Первый снег. Синяя дача» (120-180 тыс. фунтов).
На утреннем аукционе Christie's 26 ноября царствуют «Извозчик» Бориса Кустодиева (1,5-2 млн фунтов) и «M-lle Подбельская» Николая Фешина (0,8-1,2 млн фунтов).
Большое яркое полотно Кустодиева с добродушным розовощеким бородачом в синем кафтане написано в 1923 году и происходит из коллекции выдающегося ученого Петра Леонидовича Капицы. Картину он приобрел у вдовы художника, с которым был дружен, в 1936 году. Она же была и главной работой знаменитой выставки русского искусства в Нью-Йорке в 1924 году.
Импрессионистский портрет Натальи Подбельской, ученицы и подруги Фешина, – один из четырех ее образов в творчестве художника и первый попавший на аукцион. Произведение было создано в 1912 году, до эмиграции автора в Америку, и прежде никогда публично не выставлялось.
Из частных коллекций на торги попали и детский «Портрет Патрицио Эдвардса» кисти Бориса Григорьева, созданный в 1928 году в США (300-500 тыс. фунтов), и «Деревенская дорога» Владимира Баранова-Россине (250-350 тыс. фунтов). И топ-лот раздела декоративно-прикладного искусства – скульптурный серебряный ковш с мчащимся в атаку на коне казаком фирмы Карла Фаберже (250-350 тыс. фунтов).
В тот же день вечером проведут торги и Sotheby's, вновь сделавшие топом монументальное полотно Василия Верещагина: после успешных торгов в прошлом ноябре в Нью-Йорке, где верещагинская «Жемчужная мечеть в Дели» ушла боле чем за 3,1 млн долларов, в Лондоне выставляют не менее эпическую «Перевозку раненых». Внушительная работа (101,5 х 352 см), как и «Мечеть», происходит из американской коллекции – в 1888 году художник провел там масштабную выставку своих работ, многие из которых осели в США. Картина принадлежит к знаменитой «балканской» серии и оценена в 0,8-1,2 млн фунтов.
Другим важным полотном торгов, как и у MacDougall’s, станет работа Ивана Айвазовского. Его «Восход луны над Золотым Рогом», датированный 1886 годом, предварительно оценен в 700-900 тыс. фунтов.
На торги из частной швейцарской коллекции поступила крупная картина Ивана Шишкина «Бор» (700-900 тыс. фунтов). Полотно размером 147 на 91 см украшает типичный для художника пейзаж с дорогой, стройными соснами-великанами и ясно-голубым небом.
Также здесь продадут «Девушку из племени банда с ребенком» Александра Яковлева, написанную в экспедиции на Африканский континент (500-700 тыс. фунтов); «Портрет Прасковьи Анатольевны Мамонтовой» Валентина Серова (300-500 тыс. фунтов) и «Русский зимний карнавал» Сергея Судейкина (200-300 тыс. фунтов).
Завершит неделю продажа коллекции Bonhams 28 ноября. Гордость торгов – четыре работы художников-передвижников из корпоративного европейского собрания во главе с большой «Ярмаркой (Малороссия)» Константина Маковского1885 года, сочным многофигурным полотном (1,5-2 млн фунтов). Произведение участвовало в персональной выставке художника в Санкт-Петербурге в 1902 году, а затем путешествовало по частным европейским коллекциям.
Три другие работы имеют более скромные эстимейты – «Речка Гнилица» Владимира Орловского оценена в 250-350 тыс. фунтов, «Струнка волка» Николая Сверчкова – в 300-500, а «Речной пейзаж» Павла Джогина – в 30-50 тыс.