Бавария была и остается местом притяжения не только русских туристов, но и бизнесменов. Так что неудивительно, что, гуляя по Мюнхену, чаще можно услышать русскую речь, чем немецкую. О том, почему Баварская земля так притягательна, какой бизнес она может предложить и как самому уехать в Баварию редактору EUROMAG Ольге Бебекиной рассказал Официальный представитель земли Бавария в РФ Федор Хорохордин.
–В течение всего времени, когда мэром Москвы был Лужков, он всячески продвигал Баварию. Изменилась ли ситуацию с приходом нового мэра?
– Наше представительство существует с 1995 года и возникло именно благодаря партнерским связям Москвы и Баварии. Ю.М.Лужков был одним из инициаторов этого партнерства. Новый городской голова – Сергей Семенович Собянин – также настроен на то, чтобы демонстрировать открытость Москвы, как для баварского бизнеса, так и зарубежного бизнеса вообще. Между Баварией и Москвой существуют и успешно развиваются самые различные связи. Интерес к их дальнейшему развитию с обеих сторон большой. При этом, как мне кажется, новая команда в московской Мэрии в гораздо большей степени, чем старая, заинтересована в конкретных результатах, в реальной отдаче от совместных проектов, которые шли бы на пользу Москве и ее жителям. Это тем более видно на фоне усилий, прилагаемых властями столицы для того, чтобы жизнь в городе стала более комфортной как для москвичей, так и гостей столицы, включая иностранцев, представителей зарубежного бизнес-сообщества. И это не может не радовать.
– Чем обуславливается интерес баварских компаний к российскому рынку? И насколько им важен российский рынок?
– Российский рынок для них, безусловно, интересен и важен. Он емкий, большой, растущий. Доля компаний из Баварии на нем достаточно велика: баварские корни имеет примерно 1/3 всех коммерческих структур с немецким участием в России, которых насчитывается на сегодняшний день примерно 6 300.
Баварцы приходят в нашу страну всерьез и надолго. Тем более, что российское руководство взяло курс на модернизацию, привлечение передового зарубежного опыта и технологий. И здесь Баварии есть что предложить. После второй мировой войны эта земля Германии стремительно развивалась. Сейчас это высокотехнологичный регион, с мощной экономикой, хорошо отлаженной поддержкой малого и среднего бизнеса, научно-исследовательскими и опытно-внедренческими работами. Баварский бизнес активно предлагает россиянам свои идеи, продукцию и технологии. Причем, как раз в тех областях, которые очень важны для России. Это, например, энергосбережение, совершенствование работы коммунальных служб, утилизация отходов, связь, телекоммуникации, информационные технологии, сенсорика – всего не перечислишь. Все большей популярностью пользуются учебно-образовательные программы, предлагаемые баварскими фирмами. Например, курсы для должностных лиц и предпринимателей, занимающихся вопросами энергоэффективности энергоаудита. Или организация поездок с целью изучения баварского опыта поддержки малого и среднего бизнеса, посещение ведущих предприятий в различных областях.
– Расскажите, а баварец, который вкладывает в российский бизнес, – кто он? Какие компании выходят на российский рынок?
– Инвесторы из Баварии бывают разные. Есть крупные, есть поменьше. У таких мощных «глобальных игроков», как BMW и Siemens в России бизнес давно и очень неплохо отлажен. Их знают, с ними осуществляется много серьезных проектов. Мы же работаем, прежде всего, со средним и мелким бизнесом. Наша задача: предоставлять этим компаниям необходимую им информацию о российском рынке, а конечная цель – помочь найти партнеров, посадить баварских и российских предпринимателей за стол переговоров. Тем более, что у этих компаний не такие большие финансовые возможности, для них важно просчитать все риски, прояснить многие нюансы. И здесь наше Представительство реально может им помочь.
В принципе, тоже самое можно сказать о россиянах, которые приходят со своим бизнесом в Баварию. Помощь им – еще одно важное направление деятельности нашего Представительства. Сейчас уже более 60 российских фирм трудятся в Баварии, и мы хотим, чтобы их было еще больше.
– А что российский предприниматель может предложить Баварии? Какой бизнес?
Варианты бывают самые разные. В Баварии, например, немало российских фирм, которые занимаются информационными технологиями. Есть достаточно крупные компании. Наглядный пример – «Антивирусная лаборатория Касперского». В городе Ингольштадт, недалеко от Мюнхена, у них работает 140 человек. Успешно продают программное обеспечение. В Германии – это узнаваемая, хорошо известная торговая марка. Или авиакомпании: «Аэрофлот» давно уже на баварском рынке, а с некоторых пор и авиакомпания «Полет» из Воронежа, осуществляющая пассажирские и грузовые перевозки. Наряду с инвестициями и созданием фирм по «классической схеме» проявляется, например, интерес к покупке ресторанов, отелей и т.д.
– Получает ли человек после определенного вливания денег в экономику Баварии вид на жительство? Отличается ли в этом законодательство Баварии от законодательства Германии?
– Данный вопрос регулируется федеральным законодательством Германии, баварского законодательства здесь нет. Общее правило заключается в том, что инвестор должен вложить 250 000 евро в экономику страны и создать минимум 5 рабочих мест. Тогда он почти автоматически получает вид на жительство, ограниченное сначала по срокам, а в дальнейшем – если бизнес идет хорошо – и бессрочное. В отдельных случаях, когда бизнес-проект составляет особую важность для экономики Германии, общее правило может применяться с некоторыми «послаблениями», – можно вложить меньше и не сразу создавать все рабочие места. Вопрос решается в каждом отдельном случае.
– А покупка недвижимости дает право на получение вида на жительство?
– Если Вы как частное лицо покупаете недвижимость в Баварии, то предъявив договор купли-продажи и выписку из кадастровой книги, а также при соблюдении некоторых других условий, можете получить шенгенскую визу на 3 месяца, а в дальнейшем – с правом пребывания в Вашем доме в Германии в течение 6 месяцев – два раза по три месяца в течение одного года. Оформить вид на жительство это не позволяет. Покупая же коммерческую недвижимость, Вы можете в принципе создать фирму. Тогда уже возможна схема с видом на жительство, о которой я говорил: вложение в экономику Германии 250 000 евро, создание минимум 5 рабочих мест и т.д.
– Есть информация, что Мюнхен стал очень популярен для покупки недвижимости, так ли это? Способствуете ли вы этому и как? Приоритетная ли это задача для представительства?
– Примерно 75% нашей работы – это помощь баварскому бизнесу в выходе на российский рынок и нахождение партнеров здесь, предоставление информации, остальные 25% – привлечение российского бизнеса и инвестиций в Баварию, в том числе при помощи покупки недвижимости.
Конечно, рынок коммерческой и жилой недвижимости Мюнхена и его ближайших окрестностей – региона Верхней Баварии – перегрет, если сравнивать с другими местами в Германии. Но есть в этой земле ФРГ другие интересные регионы. По цене двухкомнатной квартиры в Мюнхене Вы можете купить дом в Северной или Восточной Баварии, например, рядом с Баварским лесом – известным в Германии национально-природным парком на границе с Чехией. Привлекательна для россиян и Северная Бавария – она примерно в часе езды от международного аэропорта во Франкфурте-на-Майне, в котором ежедневно приземляются десятки авиарейсов из России.
В условиях кризиса рынок недвижимости во многих регионах Германии, в т.ч. и в Баварии, показал высокую устойчивость. В 2008 году цены на баварскую недвижимость практически не упали. Сейчас же они продолжают расти, не в последнюю очередь – из-за привлекательности Баварии для туристов и бизнесменов. Кстати, если россияне покупают недвижимость в Германии, то они полностью приравнены к ее гражданам. К тому же, часто можно взять на покупку кредит с низкой процентной ставкой – сейчас она составляет порядка 4% годовых, а саму недвижимость сдавать в аренду, постепенно выплачивая, таким образом, кредит за счет арендных поступлений. Это делает покупку еще более выгодной.
– Какие прогнозы делают эксперты в связи с кризисом евро? Будут ли оправданы инвестиции?
– Большинство экспертов в Министерстве экономики сходятся во мнении, что евро устоит. Германия заинтересована в евро и сознает преимущества единой валюты.
– Почему русские так облюбовали Мюнхен и Баварию в целом?
– Побывав в разных частях Германии, могу сказать, что Бавария одно из самых красивых мест в Западной Европе. К тому же, у нее очень хорошее географическое и стратегическое положение. Конечно, этой части Германии делают рекламу и такие устоявшиеся понятия, как пиво и пивной праздник «Октоберфест», автомашины BMW и т.д. Во многом близок нам и баварский менталитет. Ну а для российских предпринимателей важно, что Бавария – это локомотив немецкой экономики; там сосредоточено много успешных и работающих с Россией предприятий. Не случайно, товарооборот этой земли ФРГ с Россией составил в прошлом году порядка 12 млрд евро. Цифра говорит сама за себя.
– А как сами баварцы относятся к большому притоку русских?
– В целом, отношение положительное. Баварцы, вообще, люди очень гостеприимные. Тем более, что пребывание туристов из России, – а ежегодно бывает примерно 170 000, – идет во благо баварской экономике. Примечательно, что россияне уже вышли на седьмое место по числу туристов, побывавших в Баварии. Интересны и приоритеты: на первом месте стоит посещение городов и осмотр достопримечательностей, далее следуют спортивный отдых зимой и летом, пребывание в санаториях и лечебных учреждениях. Хотя, понятно, злоупотреблять гостеприимством не стоит, надо еще и вести себя достойно, находясь за границей. Тогда и к тебе будут относиться соответственно.
– Как вы относитесь к перспективе отмены виз между Россией и Евросоюзом?
– Отношусь положительно. Не думаю, что отмены можно ждать уже в следующем году, но движение есть. И если визовый режим будет отменен, то это даст новый мощный импульс сотрудничеству Россия–ЕС, улучшит мобильность бизнесменов, увеличит туристические потоки в обоих направлениях.
– Какой сезон наиболее популярен у туристов в Баварии?
– На мой взгляд, это период с мая по сентябрь. Также зимний период с середины декабря по середину января, то есть рождественские и новогодние праздники. Во время пивного праздника «Октоберфест», проходящего в столице Баварии со второй половины сентября, наблюдается большой поток не только русских, но и иностранных туристов вообще.
– Какие гостиницы выбирает русский турист?
Порядка 90% русских туристов останавливаются в отелях, из них 74% выбирают гостиницы среднего класса – 3 звезды. Есть и такие, кто предпочитает крестьянские дворы или частные квартиры, что значительно дешевле – около 30–50 евро в сутки.
– Сколько дней в среднем проводит русский турист в Баварии?
– Обычно около недели, но случаются и более короткие поездки: например, на выходные, для шоппинга.
– Есть ли какие-нибудь стереотипы о Баварии, которые вы хотели бы развеять?
– Особых стереотипов я не вижу. Повторяю: и пиво, и заливные альпийские луга, на которых пасутся шоколадные коровы с мелодично звучащими колокольчиками, прекрасные автомашины марки BMW – это, скорее, не стереотипы, от которых следовало бы избавляться – это все на самом деле существует. И это хорошо, поскольку придает данной земле ФРГ некий особый шарм. Но важно видеть и другое: Бавария – это высокотехнологичный район с развитой экономикой, с опытными и успешными предпринимателями, которым есть что предложить российским партнерам. Помочь им найти друг друга – наша важная каждодневная задача.
Всех, кого заинтересовала эта информация, у кого есть конкретные соображения по бизнесу, другие идеи и предложения, приглашаю обращаться в наше Представительство. Наш адрес: 119017 Москва, 1-й Казачий переулок, дом 7. Тел.: +7495 2344986, факс: +7495 2344988, эл.почта: info@bayern.ru, сайт: www.bayern.ru. Всегда будем рады Вам помочь.