Три недели назад швейцарское издание Sonntags Zeitung со ссылкой на свои источники предупреждало, что швейцарский Центробанк готовит радикальные меры, направленные против дальнейшего укрепления франка к евро.
В минувший вторник финансовые власти страны сделали заявление, которое финансовые аналитики все равно назвали «неожиданным» и в то же время «достаточно агрессивным». С 6 сентября Швейцария решила административными методами остановить взлет национальной денежной единицы.
Швейцарский национальный банк (SNB) ввел минимальный обменный курс евро, равный 1,20 швейцарского франка (или 0,83 евро за франк), и заявил, что готов в неограниченном количестве скупать иностранную валюту с целью удержания данного уровня.
После заявления SNB курс франка на бирже резко полетел вниз. Евро вырос сразу на 8,5%, до уровня 1,2032 франка за европейскую валюту. Доллар также подскочил до отметки 0,8494 франка с 0,8000 франка.
В последнее время из-за нестабильной ситуации в еврозоне и США именно швейцарский франк наравне с золотом стал своеобразной «тихой гаванью», куда инвесторы переводят часть своих активов. Ажиотажный спрос не мог не сказаться на курсе швейцарской валюты. Если еще до начала кризиса за 1 евро давали 1,6 франка, то в августе 2011 года курс франка практически сравнялся с евро, но затем евро подорожал до 1,2 франка. На этой отметке швейцарский ЦБ и решил зафиксировать курс.
Впрочем, ЦБ выступает за более дешевый франк. «Даже на уровне 1,20 франка за евро курс швейцарского франка по-прежнему слишком высок, и он должен ослабеть со временем. Швейцарский национальный банк предпримет дальнейшие меры, если этого потребует экономический прогноз и дефляционные риски», – говорится в заявлении регулятора.
Экономика Швейцарии стала жертвой собственного успеха. Из-за укрепления франка швейцарские товары стали неконкурентоспособны, а турпоток в альпийскую страну серьезно сократился. Экспорт производителей сыра упал на 3,5% в первый квартал этого года, а импорт зарубежного сыра вырос на 7,4% за тот же период. Такая же ситуация и на рынке молока.
Швейцарские покупатели платят на 20–30% больше, чем остальные европейцы, за те же товары, поэтому швейцарцы стали ездить в магазины в соседние страны – Германию, Австрию, Францию или Италию, а в самой Швейцарии стали предпочитать более дешевую немецкую, голландскую, французскую или итальянскую продукцию.
Похоже, последней каплей, подтолкнувшей SNB на введение минимального курса евро, стал опрос, опубликованный 4 сентября объединением швейцарского бизнеса Economiesuisse. Согласно исследованию, каждое пятое ориентированное на экспорт предприятие страны опасается за свое существование из-за слишком дорогого франка.
Но аналитики говорят, что Швейцарии будет непросто поддерживать курс евро на заданной величине. «Заявление ЦБ Швейцарии неожиданное и агрессивное, – сказала Reuters Пол Макел, старший валютный стратег из HSBC. – С другой стороны, оно и должно быть агрессивным, чтобы ограничить рост швейцарского франка и снять с него глянец безопасной валюты. Установить обменный курс евро/франк на уровне 1,20 франка сегодня – это легкая задача. Поддерживать его на этой отметке или даже выше будет намного сложнее, если учесть всю унылую ситуацию в мире».
Кстати, Швейцарский национальный банк уже не в первый раз устанавливает целевой уровень обменного курса. В 1970-х годах прошлого столетия приблизительно таким же образом Центробанк установил цель для обменного курса немецкой марки.