Немецкий город Гамбург уже не раз в истории становился одним из центров мировой политики. В 2017 году этому ганзейскому городу выпала честь принимать у себя саммит G20. Однако про честь и большое место в истории через много лет будут писать в учебниках, в реальности же любое подобное событие – это гигантский труд организаторов и титаническое терпение местных жителей.
Основная часть встречи пройдет на территории выставочного комплекса-ярмарки Hamburger Messe — в центральном районе, недалеко от порта и набережной реки Эльбы, куда уже начали прибывать делегации, однако на осадном положении в эти дни будет весь город.
Территория вокруг ярмарочных павильонов полностью оцеплена, все предприятия и офисы в округе закрыты, а их владельцы уже отправляют сотрудников на длинный уикенд. Витрины крупных магазинов укреплены решетками — из-за опасений вандализма и уличных погромов.
По опросам местной газеты Hamburger Abendblatt, на грядущие выходные город намерен покинуть каждый третий житель.
Известно, что на безопасность правительство потратило более €30 млн. А шеф полиции Гамбурга даже сказал, что для его ведомства это «самый большой вызов в истории». В целом же, по данным немецких СМИ, «двадцатка» обошлась стране в €400 млн.
У ФРГ был опыт проведения крупных международных встреч высокого уровня. В 2007 году в Хайлигендамме на Балтике прошел саммит G8, а в 2015 году в баварском замке Эльмау встречались лидеры «большой семерки», однако представителей сразу 20 крупнейших экономик мира страна еще не принимала.
В этот раз, только делегация США составит более 600 человек, а всего ожидается около 6 тыс. гостей и участников. Всех их необходимо не только обеспечить местами, но и гарантировать безопасность и правопорядок. Подробно о том, в каких отелях будут жить президенты, читайте в нашем материале.
Именно с последним у местных жителей возникли главные претензии. По словам местных журналистов, Берлин настолько выкрутил гайки, что меры безопасности в Гамбурге фактически нарушают права человека.
Подобные заявления полиция парирует угрозой погромов. В Гамбурге уже собираются антиглобалисты, профсоюзные движения, защитники окружающей среды (по примерным оценкам, речь может идти о более чем 10 тыс. человек). При этом некоторые группы митингующих настроены на отнюдь не мирный протест.
В одном из городских парков активисты даже намеревались разбить палаточный лагерь. Местная полиция потребовала от властей запретить подобное мероприятие. Власти пошли на поводу у полиции, но Конституционный суд ФРГ за несколько дней до саммита частично снял запрет.
Однако местная полиция сообщила, что в лагере будет запрещено ночевать. В итоге без конфликта не обошлось: когда протестующие стали устанавливать палатки, начались стычки с правоохранителями, в результате несколько человек были ранены.
Кроме делегаций и протестно настроенных гостей города, в Гамбург стянули дополнительно 20 тыс. полицейских. Спецподразделения также прибыли из Австрии и Нидерландов.
Правоохранители уже готовят водометы для разгона демонстраций и пересаживаются на бронированные автомобили. Всего запланировано более 30 акций и митингов, которые фактически начались уже с 1 июля.
СМИ сообщали, что полиция уже за неделю до мероприятия начала проводить обыски в квартирах леворадикальных активистов. Гамбург исторически считается оплотом левых экстремистов, так как именно здесь около 50 лет назад проявляла наибольшую активность террористическая организация RAF (Rote Armee Fraktion).
Пострадают и те местные жители, которые никакого отношения к политике не имеют. Помимо ограничения работы магазинов и общественных площадок, были отменены несколько концертов. В частности, знамениты британский музыкант Элтон Джон был вынужден отменить назначенное на 8 июля выступление в Гамбурге из-за отказа городских властей предоставить его самолету разрешение на посадку.
«Организаторы до последнего надеялись, что все получится. Однако возникло слишком много неопределенности, и нужно было принять решение», — заявил пресс-секретарь певца.
«Я хотел бы извиниться перед всеми своими фанатами за эти неприятности», — заявил сам Джон.
Тем не менее, главная причина всех этих ограничений является большая политика. На повестке дня изменение климата, терроризм, протекционизм, миграция, а также проблемы Африки.
При этом, судя по тем заявлениям, которые немецкие политики делают в СМИ, глобальных прорывов в решении насущных международных проблем от саммита никто не ожидает. Однако канцлер ФРГ Ангела Меркель всё же отметила, что «сегодня мы нуждаемся в G20 как никогда».
Несмотря на такое разнообразие заявленных проблем, основное внимание будет приковано к нескольким.
Внимание большинства мировых СМИ приковано к первой личной встрече президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа. Предполагается, что на полях G20 лидеры России и США обсудят сирийский кризис, ситуацию на Украине, проблемы терроризма и контроля над вооружениями.
Ключевым же для Европы станет вопрос о сотрудничестве США. Дональд Трамп везет европейским лидерам некий «пакет предложений».
По мнению Ангелы Меркель, положительного эффекта можно добиться, если страны G20 найдут общие решения в вопросах защиты климата. Одна из ключевых целей - убедить Дональда Трампа отложить идею выхода из Парижского соглашения. Кроме того, важнейшими для мировой экономической системы будут переговоры по открытым рынкам и продуманным торговым соглашениям.
Отдельным вопросом станет конфликт властей Германии и Турции. Первые запретили Эрдогану вести пропаганду среди местных турок. Это вызвало волну возмущения среди турецких политиков, а также открытые оскорбления в адрес немцев, политиков и властей Германии от самых высоких лиц.
Предусмотрена для первых лиц и культурная программа. Пока жители Гамбурга будут сидеть по домам вместо, например, отмененного концерта Элтона Джона, политики отправятся в недавно достроенную Эльбскую филармонию — концертный зал, расположенный на островке Грасброок на Эльбе. Планируется, что главным номером станет исполнение Девятой симфонии Бетховена.
На следующий день лидеры государств продолжат заседание, а после — примут итоговое коммюнике, хотя Ангела Меркель и предрекла, что «дискуссии отнюдь не будут простыми».