Gazeta.ru: Fiat тонет у Невы

Концерн Fiat-Chrysler в связи с долговым кризисом в Европе, рекордно за последние 40 лет пошатнувшего позиции автокомпании, в несколько раз сокращает инвестиции в производство. Это происходит на фоне затянувшихся переговоров Fiat с российскими властями о строительстве завода в Санкт-Петербурге. Эксперты не исключают, что планы по организации производства в России могут сорваться.

Fiat-Chrysler сворачивает расходы для итальянских предприятий Fiat. Генеральный директор автоконцерна Серджо Маркионне объявил, что инвестиционный план будет пересмотрен в сторону сокращения расходов в производство, сообщает агентство Reuters в Милане. Детали нового инвестиционного плана Маркионне обещал обнародовать 30 октября. Предыдущий план инвестиций для автоконцерна озвучили в компании в 2010 году.

По нему в итальянские предприятия за пять лет предполагалось вложить 16 млрд евро($21 млрд).

О намерении пересмотреть инвестиционный план в сторону свертывания генеральный директор Fiat-Chrysler объявил на встрече с профсоюзными лидерами. На ней же гендиректор компании также заявил, что не планирует закрывать ни один из заводов компании — такое развитие событий в сентябре прогнозировалиитальянские СМИ, ссылавшиеся на местные профсоюзы.

Тем не менее завод Fiat в Melfi, где производят модель Punto, остановит конвейер на три недели, с 17 октября по 9 ноября. Ранее на этом же заводе автопроизводитель отложил до 2015 года запуск своего нового малолитражного Punto.

В компании говорят, что на такие меры их вынуждает пойти серьезное падение спроса на автомобили, рекордное за последние 40 лет.

Негативные показатели Fiat демонстрирует на фоне долгового кризиса, из-за которого европейский рынок переживает тяжелые времена. Так, в сентябре итальянские компании показали падение в 25,7%. Этот показатель соответствует уровню 1978 года. По данным местных профсоюзов, спрос на итальянские машины и вовсе упал вдвое.

То, что инвестиционный план будет пересмотрен и это не повлияет на работу заводов Fiat в Италии, подтвердили представители профсоюзов. «Производственный план будет пересмотрен с учетом изменений на рынке, и в этом плане будет подтверждено как производство продукции, так и то, что сборка продолжится на всех четырех заводах», — сообщил Джузеппе Фарина, главный секретарь профсоюза Fim-Cisl, слова которого передает Automotive News.

Сразу после встречи с профсоюзными лидерами Маркионне отказался от официальных комментариев. Ранее гендиректор компании заявлял, что он не будет тратить деньги на инвестиции в производство в течение пяти лет.

По прогнозам Маркионне, потери Fiat в 2012 году в Европе составят 700 млн евро.

Между тем долговые проблемы пока не мешают планам Fiat по строительству завода в Санкт-Петербурге, сообщил на условиях анонимности Automotive News источник, знакомый с ситуацией. В начале года Fiat и Сбербанк подписали соглашение о намерениях по строительству в России совместного предприятия. По условиям сделки 20% завода будут принадлежать российскому банку, а 80% — итальянскому Fiat-Chrysler. Однако уже в октябре вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Вязалов предположил, что Fiat отложит строительство собственного завода в регионе на несколько лет. По словам чиновника, представители концерна не дали на согласование инвестиционный план и вообще не выходили на связь с администрацией города более трех месяцев.

Несмотря на это, в сентябре Маркионне заверил, что Fiat-Chrysler не откажется от планов по созданию завода в России и уже ведутся переговоры с банками о деталях финансирования. Компания делает ставку в пользу производства в России автомобилей под брендом Jeep. За девять месяцев этого года продажи Jeep в России выросли втрое — до 2957 машин. По словам Маркионне, рынок России имеет важное значение для его концерна. «Мы работаем над завершением сделки. Я очень заинтересован в экспансии на рынке России», - заявил глава Fiat, сообщает Automotive News.

Официальный представитель Fiat в России Надежда Игнатова рассказала «Газете.Ru», что вопрос со строительством завода в России пока не решен. «Мы не вовлечены в эти переговоры между компанией и властями Санкт-Петербурга, поэтому мы сейчас ничего не можем сказать, как только у нас будет официальная информация, мы ею поделимся», — сказала Игнатова.

Независимый автомобильный эксперт Иван Бончев считает, что тяжелая экономическая обстановка в Европе и вступление России в ВТО может нарушить планы Fiat по строительству предприятий в России. «Эти планы постоянно пересматриваются, я не удивлюсь, если эти планы сорвутся. На своих заводах в России они собирались производить Jeep, а после вступления России в ВТО мощные машины выгоднее экспортировать, чем производить, учитывая условия по локализации производства, поэтому пересмотр этих планов вполне возможен», — полагает эксперт.

Непростая экономическая ситуация заставляет итальянского производителя искать поддержки и у азиатских коллег. В конце сентября на Парижском автосалоне Маркионне объявил о планах по созданию стратегического альянса с Mazda. По мнению автоэкспертов, такой союз будет выгоден прежде всего Fiat. Mazda же благодаря этому сотрудничеству получит новые возможности на североамериканском рынке.